Что такое система монтессори

Основы обучения

Автор методики считала, что развитие ребенка происходит в три этапа:

  • первый этап детства (от рождения до 6 лет);
  • второй этап детства (от 6 до 12 лет);
  • юность (от 12 до 18 лет).

Важнейшим этапом развития ребенка как личности является раннее детство. В этот период получает основное развитие душа ребенка. Если взрослый человек уже воспринимает окружающий мир, частично фильтруя его, то малыш впитывает впечатления, и они становятся частичкой его души. Возраст до 6 лет, согласно методике, является второй эмбриональной фазой развития.

Далее наступает этап лабильности, когда ребенок проходит фазу чувствительности. Он становится особенно восприимчив к некоторым процессам окружающего мира, например, к социальным аспектам, движению или речи. Занимаясь интересным делом, в этом возрасте ребенок уже способен к глубокой концентрации. То есть он постигает явление или процесс, вследствие чего формируется его интеллект и происходит развитие личности.

Важным этапом развития детей является усовершенствование чувств, для чего им необходимо все пощупать, потрогать или попробовать на вкус. На основании этого автор убеждена, что интеллект малыша развивается не благодаря абстракции, а с помощью органов чувств. Поэтому основу методики раннего развития Марии Монтессори составляет единство ощущения и познания.

В соответствии с этим методика Монтессори предполагает специальные учебные пособия и развивающие игры. Например, взяв в руки один шарик в блоке из сотни, малыш способен получить представление о единице и сотне задолго до того, как сможет абстрактно представить себе эти числа.

Занятие по методике Монтессори возможно только в условиях специально созданной среды, которая позволяет малышу постепенно становиться независимым от взрослых. Автор методики уверена в том, что атмосфера вокруг  ребенка должна соответствовать его росту и пропорциям. Малыш должен иметь возможность выбрать место для занятия, передвинув самостоятельно стол и стул. Даже простую перестановку стульев Монтессори считает тренировкой моторики.

Обстановка, в которой формируется личность ребенка, должна быть по возможности эстетичной. Малышу с раннего детства следует научиться обращаться с хрупкими предметами, например, фарфором и стеклом. Такие вещи необходимо держать в доступности для ребенка.

Монтессори была убеждена, что важным биологическим принципом жизни человека является стремление ребенка к самостоятельности и независимости от взрослого. В процессе физического развития необходимо помочь достичь малышу духовной автономности. Взрослому отводится роль союзника, который создаст условия для этого, поможет развиваться стремлениям ребенка к познанию. В этом процессе учителем является сам ребенок.

При обучении необходимо учитывать, что нет двух одинаковых детей, каждый индивидуален. Поэтому планы обучения должны ориентироваться на конкретного ребенка.

О методе Монтессори

Что же делает этот метод таким популярным и эффективным? Это не просто метод воспитания, а образ жизни, который ребенок усваивает с рождения, а не с момента появления в группе.
Он основан на глубоком понимании процессов того, как дети познают и развиваются. Основная идея – вера в уникальность каждого ребенка с собственным планом, своим темпом и способами освоения мира.
А возможностей у ребенка из группы Монтессори множество!
Для него создана специальная стимулирующая тактильная среда в пяти зонах развития:

  • Зона практической жизни для формирования бытовых навыков. Упражнения, связанные с переливанием-пересыпанием-сортировкой развивают координацию рук, навыки самообслуживания без участия взрослых.
  • Зона сенсорного развития, где ребенок развивает свое понимание мира при помощи разных органов чувств (осязания, обоняния, слуха). Учится определять цвета, форму, величину, температуру, вес предметов.
  • Математическая зона помогает в освоении математических операций при помощи продуманного дидактического материала: бусинка -единица, 10 бусинок на штырьке — десяток, квадратик – сотня, кубик – тысяча.
  • Языковая (зона развития речи) формирует навыки чтения и письма, материалы для тренировки памяти, внимания, мышления.
  • Космическая зона(естественнонаучного воспитания) дает ребенку понимание окружающего мира, предметных связей, основы истории и культуры.

Эти 5 классических зон современные Монтессори-педагоги дополняют новыми зонами развития:

  • Творческая зона предлагает материалы для рисования, лепки, аппликации и другого вида творчества.
  • Двигательная зона – место, где можно отдохнуть: на качелях, на батутах, на дорожках, лестнице. Упражнения помогают почувствовать свое тело и осознать свои возможности.

Девиз метода: «Помоги мне сделать это самому». С помощью специальных материалов с возможностью самоконтроля ребенок учится на своих ошибках без участия взрослых.

Задача Монтессори-педагога – понять, что сейчас малыша интересует, создать условия для такого обучения и показать, что можно в этих условиях сделать.
«Не тяни из земли траву!» — это мысль точно характеризует метод Монтессори.

Как устроить в домашних условиях среду по Монтесори

К сожалению, не у всех есть возможность посещать с ребенком подобные группы, но что мешает нам создать подготовленную среду дома, ведь влияние семьи неоценимо.
Прежде всего, продумаем удобную по росту и весу для ребенка мебель: стол, стульчик, полки – все должно быть доступно в любой момент, включая веник и тряпку. Ведь теперь наш ребенок – активный участник домашних дел.
Чтобы организовать все зоны по всем правилам нам понадобятся 1500 специальных дидактичеких материалов и 100 кв. м площади. Такое под силу только специализированному центру.
Мы ограничимся минимальными вложениями и приготовлениями, и расскажем какие игрушки и монтессори материалы можно сделать своими руками. Но некоторые правила все же соблюдать нужно:

  • Презентация (показ) – дело ответственное. Используйте минимум времени, слов, движений. Говорите по существу, объясняйте с энтузиазмом, чтобы ребенку хотелось самому делать открытия.
  • Не вмешивайтесь в процесс, даже если по вашему мнению малыш ошибается. Дайте ему возможность закончить самому.
  • Ребенок сам выбирает время, место,продолжительность работы с материалами. Малыш делает не то, что хочет, а то, к чему готов.
  • Не забывайте о дисциплине. Приучать к порядку («закончил – положи на место») надо с первого дня.
  • Если на одно упражнение претендуют два ребенка, учите их договариваться.
  • Ребенок должен работать с удовольствием, если у него сегодня нет настроения – не настаивайте.

Как зонировать дом по Монтессори?
Зона практической жизни – весь дом. Приучайте ребенка к самообслуживанию, привлекайте к домашним делам. Крючки для одежды, полотенец, полки, зеркало – все должно быть доступно.
Сенсорная зона развивает органы чувств. Кроме возможности контактировать с любыми предметами для изучения их свойств, здесь можно расположить музыкальные и шумовые инструменты, развивающие коврики, мешочки с наполнителями.
Языковая зона подходит для детской библиотечки. У Монтессори есть такой дидактический материал: вырезанные из бархатной бумаги буквы. Обводя, ребенок запоминает очертания. Можно и кубики Зайцева.
Математическая зона: пирамидки, матрешки, рамки-вкладыши, игры-вставлялки. Все, что учит считать сравнивать форму, размер, количество.
Естественнонаучная подходит для изучения домашних растений и животных, а также лото «Листья деревьев», часы, календарь.
Кроме классических пяти можете добавить на свое усмотрение спорт, музыку, творчество, иностранные языки – все, что считаете нужным для развития ребенка.

Создать развивающую среду не так уж сложно.

Основные принципы

Не будем сейчас подробно останавливаться на сути системы раннего развития Марии Монтессори, этой теме посвящена отдельная статья, с текстом которой вы можете ознакомиться здесь.

Коротко рассмотрим 5 основополагающих принципов:

  1. Главная задача и родителя, и воспитателя – добиваться того, чтобы малыши сами решали поставленные перед ними задачи. Помогать можно, но лишь морально – поддержкой и похвалой. Справиться с поставленной перед ним целью ребенок должен своими силами. В этом случае он обретет уверенность в себе, независимость, научится преодолевать трудности, искать пути решения.
  2. На первом месте стоит учет интересов и желаний ребенка, ничего навязывать ему нельзя, малыш занимается тем, что ему нравится, задача же взрослых – подготовить для него необходимые развивающие пособия.
  3. Дети должны принимать непосредственное участие в обучении младших детей. В большей степени этот принцип реализуется в группах детских садов.
  4. Главное – заинтересовать малыша, обучаться и развиваться он будет сам.
  5. Необходимо уважительно относится к ребенку, не критиковать его действия, признавать за ним право на ошибку.

Девиз системы – «Помоги мне сделать это самому», а в основе лежат самообучение и самовоспитание.

Игры Монтессори для детей 5-6 лет

Зная, особенности ребенка легко подбирать занятия, которые ему понравятся. Чем увлечь его в возрасте 5-6 лет?

  • Подбираем книги, которые побудят его делать открытия, развивать умственные способности, задавать вопросы.
  • Покупаем игрушки на разные тематики: животные, динозавры, профессии, растения. Изучаем окружающий мир.
  • Не забываем про активные игры. Лестница, горка, качели, скакалка – все пригодится для веселых и полезных занятий.

Хотите вырастить самостоятельного и ответственного человека? Берите на вооружение принципы, рассмотренные в статье. Это не просто педагогические приемы, это настоящая философия и ее можно легко внедрить в домашних условиях. Наилучшие отзывы получал симбиоз семьи и детского садика. Но ведь лучше хоть что-то делать!

Да, возможно метод Монтессори в домашних условиях имеет недостатки. Но как по мне плюсов больше, чем минусов.

Какие существуют методики раннего интеллектуального развития?

Нам даже сложно представить, сколько сегодня существует различных методик раннего развития интеллекта. Каждый год в топ родительских симпатий выходит новая книга, а бестселлеры прошлых лет, например, те, по которым вас учила ваша мама, признаются неэффективными и даже местами вредными. Возможно, что идеальную методику вообще невозможно создать, но есть универсальные, проверенные годами рекомендации для развития с пеленок и в более старшем возрасте.

Начните с традиционных «ладушек» и постепенно увеличивайте сложность развлечений, выбирая те, которые позволяют крохе освоить новые знания и навыки.

К году у малыша формируется понимание причинно-следственных связей. Он учится соотносить фигуры с отверстиями разных форм. Купите сортеры и простейшие пазлы.

Слушайте с ним песенки, играйте на музыкальных инструментах (барабаны, бубен, пианино) и учите его танцевать.

Рисуйте с малышом.
Купите пальчиковые краски, смывающиеся фломастеры и мелки

Не забывайте о важности лепки. Для этого сгодится и пластилин, и соленое тесто.
Также о развитии мелкой и крупной моторики у ребенка читайте в этой статье.

Если вы решили выбрать для раннего развития одну из известных «именных» методик (например, в момент написания этой статьи среди родителей популярны карточки Глена Домана, развивающая среда Марии Монтессори, обучение чтению с помощью кубиков Николая Зайцева4 и некоторые другие методы), внимательно следите за результатами их применения. Помните, что обучение — не прохождение компьютерной игры. Его невозможно алгоритмизировать, и единственно верного способа раскрыть интеллектуальный потенциал малыша не существует.

Действуйте согласно старой поговорке «доверяй, но проверяй», обращая внимание на следующие моменты:

  • Несмотря на то, что в младенческом возрасте мозг развивается темпами, что не снились ни одному взрослому, даже для него существует предел восприятия информации. Если малыш теряет интерес к интеллектуальным упражнениям, капризничает и плачет, не заставляйте его учиться через силу.

  • Некоторые методики, прекрасно зарекомендовавшие себя для обучения одних детей, могут дать нежелательные результаты для других. Например, в практике детских психологов имеются случаи, когда из-за чрезмерного потока обучающей информации страдает эмоциональное восприятие малыша — он концентрирует все силы на запоминании, теряя интерес к играм и становясь слишком серьезным, замкнутым. Иногда методики раннего развития могут приводить к потере любопытства у ребенка — он привыкает, что информацию ему приносят родители и перестает самостоятельно интересоваться окружающим миром. Некоторые методы раннего обучения чтению и письму могут вызывать проблемы в коммуникации — ребенку становится проще написать свою мысль или сложить ее из кубиков, чем выразить словами. К побочным эффектам раннего развития нужно относиться очень серьезно — если своевременно не остановиться, они могут остаться на всю жизнь!

  • Регулярно консультируйтесь со специалистом.

    Каждый ребенок уникален, и его обучение требует периодической тонкой настройки. Регулярно консультируйтесь со специалистом, который сможет оценить интеллектуальное и психическое состояние малыша и, в случае нежелательных отклонений, дать экспертные рекомендации по корректировке методик раннего развития.

Метод Монтессори в домашних условиях

Дом, как пространство для развития

Можно ли организовать жизненное пространство по системе у себя дома? Думаете сложно? А все элементарно, просто предоставьте весь дом для игр и обучения.

Да, описанная педагогика отличается от привычной! Поэтому родители изменяйте собственные мысли и методы воспитания любимого чада. Вот как практически осуществляется метод Монтессори в домашних условиях:

  • Сделайте дом удобным: невысокие полки с игрушками; небольшие стулья и стол; подставку возле умывальника, прикрепите вешалки для вещей в доступных местах.
  • Выбирайте игры, учитывая возрастное развитие и потребности малыша. Занятия с Монтессори материалами необходимы. Можно развивающие пособия купить или сделать самому.
  • Помните, у малыша всегда должен быть выбор. Нельзя указывать, ограничивать, оскорблять, поощрять или наказывать. Не сравнивайте детей, не ставьте в пример.
  • Приветствуйте тягу к самостоятельности. Приобщайте к своим повседневным делам, разрешая помыть посуду, вытереть пыль, покормить кошку, полить цветы.
  • Следите за интересами ребенка. Есть сензитивные (чувствительные) этапы, когда легко усваиваются определенные навыки. Уловите момент и удачно им воспользуйтесь.

На заметку родителям

Несмотря на полную свободу, сын или дочь должны придерживаться установленных родителями правил, чтобы всем в доме было комфортно. Семья тоже коллектив, где свобода комбинируется с разумными запретами и ограничениями.

Помните, метод не является диктатурой правил, а только предлагает принципы действий в определенных ситуациях. Поэтому родители позвольте ребенку выбирать и развиваться соответственно своим возможностям, в присущем ему темпе. Ведь его дух хочет свободы и независимости.

В этом убедилась моя знакомая на собственном опыте. Ее полуторагодовалый внучек уже сердито реагирует на попытки помочь ему. Бабушке так смешно наблюдать, как он старательно удаляет неподатливую кожицу мандарина. А ей то, так хочется ему помочь! Конечно, нужно поощрять активность малыша, но иногда так трудно сдержаться и не мешать.

Методика монтессори для детей на практике и отзывы родителей на видео:

Занятия по методике Монтессори на последовательность действий

Игры Монтессори направлены на умение определять последовательность действий. Это помогает развитию логического мышления. Такие занятия успешно применяются не только для маленьких детей, но и для подготовительных групп детского сада и учащихся начальных классов. Для малышей младшего и среднего возраста отличным вариантом игры будет предложение показать сказку «Колобок», в которой ребенок сможет правильно рассказать последовательность.

Можно предложить игру блоки цилиндров. Ребенок в процессе должен раскладывать предметы в грамотной последовательности. Для этого используются блоки и цилиндры с отверстиями, которые нанизываются на конструкцию.

Развитие последовательности действий

Вальдорфская педагогика

Рудольф Штайнер, родоначальник вальдорфской системы обучения, в начале XX века открыл в Германии школу для маленьких детей рабочих табачной фабрики «Вальдорф-Астория». Основной задачей своей школы Штайнер видел гармоничное и ненасильственное творческое развитие личности на основе знаний об окружающем мире, обучение практическим навыкам и эстетическое воспитание. Педагогическая система Штайнера основана на концепции антропософии, но в современной реальности она выглядит как набор традиций и особенная домашняя атмосфера учреждения.

• Задача взрослого в педагогической системе Штайнера — помочь ребенку раскрыть заложенный в нем неограниченный творческий потенциал, а не внедрять в сознание воспитанника конечный набор знаний и компетенций, готовя его к взрослой жизни. Напротив, ребенку дается возможность максимально долго оставаться ребенком, наслаждаясь радостями детства. Детство — уникальная пора в цикле жизни, которой присущи свои особенности, ценности и задачи. Пропустить этот период, заполнив его попытками соответствовать требованиям социума, — значит предать саму идею детства.

• Поэтому в детских учреждениях вальдорфской системы ребенок помещен в центр внимания, он — главная ценность, растет и воспитывается в атмосфере непринуждения, свободного выбора рода деятельности в темпах, свойственных его темпераменту и типу личности. Единственная задача ребенка — развивать свой собственный мир, раскрываться и реализовываться через характерные для конкретного возраста ведущие виды деятельности. А для всего дошкольного периода им является игра — вначале предметная, позже сюжетно-ролевая.

• Не будет преувеличением сразу сказать, что вальдорфская педагогика отрицает интенсивное развитие в младенческом возрасте, выступая против ранней интеллектуализации детей, так как она, по мнению Штайнера и его последователей, мешает свободному формированию эмоциональной и духовной составляющих личности ребенка.

Почему же мы решили поговорить о вальдорфской педагогике?

Действительно, в школьных учреждениях вальдорфской системы интеллектуальным развитием детей (в том числе обучением чтению, счету, письму) не занимаются до 7 – 12-летнего возраста, чтобы усвоение абстрактных дисциплин не опережало установление эмоционального и духовного мира ребенка.

1. Обучение длится 11 лет, всю среднюю школу (8 лет) занятия ведет один педагог. Предпочтение отдается дисциплинам эстетического цикла (музыка, искусство, эвритмия) и практическим навыкам (садоводство, рукоделие). С первого класса ведется обучение двум языкам.

2. Изучение материала (а не дисциплин, как в традиционной школе) разбито на блоки, которые длятся в среднем около месяца, с полным погружением в тему, рассматриваемую по принципу междисциплинарности с целью формировать целостный взгляд ребенка на мир.

3. Подача материала строится таким образом, чтобы помочь ребенку не только воспринять его, но и пережить и уже на основе чувственного опыта выдвигать теории, делать умозаключения, формировать систему взглядов. Как пример — в начальных классах таблицу умножения можно усваивать под музыку, ритмичные хлопки или топанье ногами, а основы физики и инженерного дела в классах постарше могут даваться через проект строительства модели моста.

4. В школах проводится большое количество праздников, сопровождаемых театрализованными представлениями, к которым дети основательно готовятся: репетируют, шьют костюмы, изготавливают кукол и подарки родителям.

5. Пособий не существует, так же как и оценок, контрольных работ и экзаменов, а вместе с ними и состязательности в обучении. Руководство как учебным процессом, так и самим заведением осуществляется советом школы, состоящим из учителей, родителей и администратора, отвечающего за хозяйственную часть. Директора у учреждения нет.

Не будем углубляться в особенности школьной вальдорфской педагогики далее, общее представление вы уже получили, останемся в рамках нашего возраста. Что предлагает система Штайнера самым маленьким детям? На каких принципах строится воспитательный процесс?

Монтессори развитие для грудничков от 0 до 2-3 месяцев

Только кажется, что новорожденный ещё ничего не может и только спит и ест, на самом деле его мозг начинает бурно развиваться, и вы можете помочь.

Чаще берите малыша на руки и давайте ему рассматривать лица

Новорожденные по своей природе имеют очень плохое зрение и видят только очертания объектов. Но есть один объект, к которому чувствителен даже глаз грудничка, и это человеческое лицо. Старайтесь делать так, чтобы во время процедур по уходу и кормления малыш мог разглядывать ваше лицо на расстоянии где-то 30-40 сантиметров. Не закрывайте малыша пелёнкой и не отвлекайтесь на телефоны и другие гаджеты, когда ухаживаете за младенцем.

Давайте ребенку возможность следить за движением объектов

Уже к концу первого месяца жизни младенцы учатся следить глазами за движущимися объектами. Вы можете легко использовать первые мобили (сперва черно-белый мунари мобиль, затем цветные варианты мобиля Октаэдры), сделанные самостоятельно или приобретенные в магазине

Позволяйте малышу получать обратную связь от мира

По возможности не ограничивайте движения крохи и позволяйте ему получать обратную связь от мира: старайтесь быть чуткими к его потребностям, давайте возможность касаться разных поверхностей, испытывать разнообразные ощущения (звуки, прикосновения, запахи и так далее)

Занятие шитьем с детьми по методике М. Монтессори в домашних условиях

Занятия шитьем по методике Монтессори в домашних условиях проводятся с детьми 5-6 лет.

Дети могут начать шить и ранее пяти лет. Подготовкой к шитью в возрасте трех лет может стать нанизывание больших пуговиц или бусин на прочную нить или леску соответствующего диаметра. Пятилетнему ребенку можно предложить шить, используя сильно разреженную ткань (например, канву).

Цель занятия шитьем по методу Монтессори – развитие моторики мелких мышц. Такая работа заставляет сосредоточиться и приносит большое удовлетворение.

Что потребуется:

  • набор больших игл — не слишком тупых, так как это может затруднить шитье, и ребенок бросит его. (Кстати, родители, использующие метод Монтессори, не боятся давать детям острые иглы.):
  • набор хлопчатобумажных и шелковых ниток:
  • плотный материал типа фетра или льна.

Как выполнять такое задание по методике Монтессори:

  1. Сначала покажите ребенку, как класть простые стежки, позже — более сложные, типа «крестик», «вперед иголку», Как пришить пуговицу.
  2. Постарайтесь, чтобы ребенок изготовил предметы, необходимые вам в домашней работе, и всегда пользуйтесь его изделием у него на глазах.

Аппликация и работа с лоскутками — это тоже достаточно простые занятия с иглой, которые заинтересованный ребенок может легко освоить.

Игры для двухлеток

Приблизительно к двум годам детки уже могут выполнять мелкие манипуляции с предметами. В этом возрасте активно развивается речь, когнитивные процессы, мелкая моторика. Очень полезно применять игры Монтессори для 2 лет.

Развитие сенсорного опыта

Развитие органов чувств очень важно для малышей. Для этого есть несколько игр:

  • Сортировка предметов – малышу дается несколько предметов разных цветов, форм и величине, он сам выбирает, в какие наборы какой предмет положить. По такому принципу можно сортировать и пуговицы, перемешав их перед подачей ребенку. 
  • Пирамидка или башенка – две похожие между собой игры. Игра пирамидка заключается в складывании элементов в убывающем по величине порядке. Так же и башенка – деревянные кубики выстраиваются: в основании наибольшее количество, потом меньше и меньше. Иногда разновидностью башенки являются кубики, которые вставляются по принципу матрешки друг в друга. 
  • Пазлы – для двухлеток хорошо подойдут мягкие или деревянные пазлы, состоящие из двух или трех элементов. Лучше, если для малыша это будет известное изображение – домашнее животное или предметы обихода, быта. 

Игры в воде

Для деток 2-х и более лет очень познавательными и интересными будут Монтессори игры с водой.

  • Необходимо приготовить две тарелки, губку и шприц – малышу потребуется переливать шприцом и губкой воду из одной тарелки в другую. 
  • Классическим вариантом игр с водой является переливание воды из одного кувшина в другой. Но это следует делать по определенным правилам: ручки кувшинов должны быть с обратных сторон, они должны стоять на разносе, который приносит сам ребенок. Правой рукой нужно взять левый кувшин, левой рукой его следует придерживать. Вылить все до последней капли, затем проверить, сухой поднос или нет. Если на нем есть вода, ее нужно протереть губкой. Можно опять повторить то же. 
  • Для переливания можно использовать разные емкости по вместимости и форме. Ребенку будет интересно увидеть изменение уровня воды в разных сосудах. Кроме этого, водичку можно слегка подкрасить пищевым красителем, смешивая, цвет будет изменяться, что также заинтересует двух-, трехлетку. 

Музыкальное развитие

В этом возрасте уже начинается творческое развитие деток. Можно ставить разные мелодии: спокойные, быстрые, тихие, громкие и так далее. Вместе с малышом под них можно танцевать, петь. Хорошо поможет прослушивание музыкальных инструментов вживую или же игра на них.

Математические игры

Игры по математике Монтессори продумывала таким образом, чтобы у дошкольника сразу развивалось пространственное восприятие и арифметика. Например, игра перекладывания цветных бусин развивает геометрическое представление предмета, счет бусин и собирание их в кучки по цвету. Для деток постарше игры уже усложняются.

Основы обучения детей по методике Монтессори

Если вы, хорошенько все обдумав, решите отдать свое чадо в школу, работающую по системе Монтессори, то должны знать главные основы методики. В ее основе лежат три кита: Учитель, подготовленная среда и непосредственно ребенок. Главное отличие от традиционной школы – в центре ребенок, а не педагог. В такой школе используется исключительно индивидуальный подход к каждому малышу.

В школе, которая в своей основе имеет методику Марии Монтессори, невозможно повелительное наклонение по отношению к детям. Педагоги не торопят маленьких человечков быстрее развиваться, они предоставляют ему возможность учиться и развиваться самостоятельно. Это также отличительная черта от традиционной системы обучения, которая не прислушивается к внутренним ритмам и потребностям малышей. Методика Монтессори дает возможность еще маленькому человеку пройти путь познания в ситуациях, в которых знания должны приобретаться исключительно в деятельности.

Педагоги предоставляют детям абсолютную свободу в выборе занятий и материала, с которым ему хотелось бы поработать. Ребенок сам решает, что он будет делать из этого материала. Времени  также будет потрачено столько, сколько малыш захочет заниматься. Даже трех или двухминутное обучение педагог проводит с каждым из учащихся только в индивидуальном порядке. Постепенно ребенок станет совершенствовать свои умения и приобретет чувство уверенности в себе и независимости. Со временем дети научатся сами находить свои ошибки и исправлять затем их. Такая методика будет постепенно приучать ребенка к точности с малых лет, а это будет очень полезно для внутренней организации развивающейся личности.

В методике Монтессори большое внимание уделяется развитию у детей навыков самообслуживания. Ребенок, который самостоятельно сможет зашнуровать ботинки или застегнуть куртку сможет не только получить опыт самостоятельности, но и разовьет мышцы, которые нужны для того, чтобы овладевать навыками письменной речи

К примеру, на занятиях по методике Монтессори детям даются в руки ножницы, что пугает очень многих мам и пап. И зря, так как дети заранее тренируются работе с ножницами на различных зажимах и пинцетах. Причем в любой момент они имеют возможность перейти из зоны  сенсорного материала в математическую зону или какую-либо другую.

Педагог только предлагает малышу перейти в зону ближайшего развития, а тот уже решает идти или нет.

Самостоятельность для Марии Монтессори стоит на первом месте. Вряд ли у какой-либо мамы будет масса терпения смотреть, как ее ребенок размазывает грязь по столу или неумело моет посуду. Легче сделать все самой, а учитель, работающий по методике Монтессори,  даст этому ребенку возможность сделать все самостоятельно.

Краткая суть методики Монтессори

Мария Монтессори — детский врач, практикующая в начале XX века в Италии

Свою работу она начинала с умственно отсталыми детьми, которые обратили её внимание на некоторые аспекты детского восприятия мира. Она выдвинула гипотезу, которая позже и легла в основу известного нам метода

Согласно этой теории, дети должны развиваться в подготовленной среде, которая представляет собой маленькую копию взрослого мира.

В границах этого пространства малыши сами обслуживают себя и познают базовые понятия о мире.

Взрослому в этой среде отведена роль мудрого наблюдателя и помощника, который не навязывает свои правила и не вмешивается в процесс познания. Политика невмешательства — главный принцип методики Монтессори. Ребёнок сам, исходя из своих способностей и желаний, выбирает, чем заняться. Это позволяет маленькому человеку развиваться гармонично, не вызывает неприязни к процессу обучения, и формирует самостоятельность.

Потому очень важно правильно подготовить этот маленький мир, чтобы малыш мог в нём реализовать свои потребности, учиться и быть в безопасности. Эта задача целиком ложится на родителей и является основой для достижения наилучшего результата

Мягкая пирамидка

Пирамидка состоит из флисовых или фетровых подушечек разного размера. Соединяются они друг с другом с помощью липучки.

Несмотря на кажущуюся простоту, это тоже самый настоящий развивающий материал Монтессори. Своими руками сшить такую пирамидку легко может любой обладатель швейной машинки.

Главная хитрость игрушки в том, что подушечки имеют разную раскраску нижней и верхней сторон. Цвета совпадают только у соединяющихся друг с другом деталей. Выкроить квадраты, сшить их между собой и набить мягким наполнителем не составит труда. Лента-липучка делится на отрезки, которые крепятся в центр каждой детали. Нижнюю подушку для устойчивости пирамидки можно наполнить чем-нибудь тяжелым, например, гречкой или перловой крупой.

Узнав о том, как сделать монтессори-пособия своими руками дома, родители могут значительно расширить ассортимент развивающих игрушек своего малыша. И пусть какие-то из этих дидактических материалов ребенок еще не может использовать правильно, манипулируя с ними он все равно учится, познает свойства объектов, сравнивает веса и фактуры, цвета и размеры и создает в голове базу для дальнейшего обучения.

Задача взрослого в этом процессе – обеспечить ту самую «подготовленную среду», а значит постоянно пополнять коллекцию монтессори-пособий, следить за предпочтениями юного исследователя и давать крохе время постигать те логические связи, которые для нас уже кажутся естественными. Методика подразумевает максимальную самостоятельность детей в выборе очередности занятий, предмета и способа взаимодействия с ним

Родителям важно понимать, что именно такой подход к раннему обучению является самым разумным и естественным. Кроме того, подобное отношение старших закладывает в ребенке веру в самого себя, а это положительным образом отражается на всей его дальнейшей жизни

Почему стоит начинать Монтессори занятия ещё с грудничков?

Мы считаем, что встраивать в жизнь принципы Монтессори можно начинать с самого рождения. Ведь вы уже можете сделать так много для новорожденного: правильно взаимодействовать с малышом во время ухода, кормления и перед сном, разговаривать с ним, понимать его просьбы, а также организовать ему удобное пространства для роста и развития.

В первые месяцы жизни закладывается очень много бессознательных убеждений о себе и о мире: безопасен ли мир вокруг меня, любят ли меня окружающие, важен ли я для них. Чтобы базовая картина мира сложилась позитивно, много говорите с малышом, будьте внимательны к его физическим потребностям, уважайте его тело и желания.

Основные направления развития ребенка в системе Монтессори

«ПРАКТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ» — чтобы ребенок свободно владел многими жизненными умениями, приобретал жизненные навыки; «СЕНСОРИКА» — развитие чувственного восприятия окружающего мира у ребенка; «МАТЕМАТИКА» — зарядка для ума; «ЯЗЫК» — развитие речи, умения общаться с другими ; «КОСМОС» — развитие способностей и талантов ребенка, способных переродиться в будущую профессию. В направление «космос» М.Монтессори относила изучение детьми основ химии, биологии и физики.

По методике Монтессори возможно организовать и другие занятия: рисование, музыку, иностранный язык или физическое развитие ребенка. Все пособия в духе Монтессори можно сделать самостоятельно.

Развитие слуха

В Монтесосри-педагогике используются шумовые цилиндры и звоночки. Продолжайте предлагать ребёнку различные музыкальные игрушки. Теперь это могут быть более сложные инструменты: барабаны, ксилофон, различные бубенцы. Играйте на инструментах и пойте вместе с ребёнком. Предлагайте малышу слушать мелодичную музыку.

Покажите ребёнку, как можно концентрировать внимание на каком-либо одном свойстве предмета, изолируя другие чувства. Постепенно учите ребёнка работать с закрытыми глазами

Видя, как вы сами закрываете глаза, нюхая мандарин, пробуя первый кусочек еды или трогая ткань, он постепенно научится делать так и сам.

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: