Что представляет собой методика обучения Зайцева?
Методист и педагог Николай Александрович Зайцев нам знаком, прежде всего, по кубикам для обучения чтению, названным в его честь. Про кубики Зайцева слышали почти все родители.
В комплект для обучения по методике Зайцева входят кубики (их порядка 60 штук) с крупно и четко написанными на них буквенными сочетаниями, таблицы с ними же. Это можно сделать самостоятельно. Платный комплект дополняется пособием для родителей и аудиоматериалами.
В идеале кубики должны быть наполнены материалами, дающими разное звучание – то есть когда ребенок берет кубик ручкой и трясет, он слышит шум, шуршание, бряцание… Также кубики должны быть разными по размеру (большие и маленькие), цветовому фону (в зависимости от того, гласная это или согласная буква) и даже на ощупь (железные и деревянные — в зависимости от твердости и мягкости знаков).
Таким образом, когда малыш играет с кубиками, он получает одновременно зрительные, слуховые и тактильные впечатления. И постепенно увязывает их с конкретными звуко -буквенными сочетаниями…
Так работает методика обучения Зайцева!
Плюсы методики
Методика обучения Зайцева вполне заслуженно любима родителями и, конечно, самими малышами. Ведь это увлекательно и нисколько не сложно!
Ее плюсы (и отличительные особенности):
- Обучение проводится в форме игры и никак иначе! Ребенок просто играет с кубиками и сначала слушает, а затем вместе с мамой пропевает написанные на них буквенные сочетания.
- Эти буквенные сочетания называются склады. Именно склады учит ребенок, то есть сочетания «согласная буква-гласная буква». По мнению Зайцева, азбуки вредны – там рядом с одинокой буквой нарисована картинка, а как из этих букв и картинок должны сложиться слова – непонятно! (например, «М» — мышка, «А» — аист, а как потом из этих мышек и аистов получается МА-МА? )
- Ребенок знакомится сразу со всем набором кубиков, а не поэтапно, как в других методиках, и фактически сам определяет свою скорость обучения чтению.
- Еще один нюанс – склады на кубиках и таблицах надо именно пропевать, а не проговаривать. И делать это максимально артистично и интересно для ребенка! Аудиоматериалы призваны помочь вам в этом, но при желании вспомогательные попевки-распевки можно придумать самостоятельно или найти в сети.
Еще один огромный плюс методики – основные пособия по ней, то есть кубики и таблицы, можно сделать самим (правда, следует подготовиться морально к временным затратам и финансовым, так как потратиться на подручные материалы все же придется!). Вы легко найдете в поисковиках ссылки на развертки со складами, которые надо распечатать и наклеить на кубики. Сами кубики можно смастерить из плотного картона, пакетов -тетрапаков или подобных вещей.
Как и когда заниматься по методике обучения Зайцева
Заниматься по методике обучения Николая Зайцева рекомендуют каждый день понемногу
Но важно при этом не заставлять ребенка и не добиваться всеми силами того, чтобы занятие продлилось, скажем, положенные 20 минут
Даже если сегодня дитя не желает петь с вами склады и смотреть на таблицу, а желает строить из кубиков башню или возить их в грузовике, не расстраивайтесь и не считайте это время потраченным! Сегодня он познает мир именно так, а завтра ему будут интересны буквы на гранях кубиков.
Для деток постарше можно сочинить массу игр с кубиками Зайцева. Можно составлять из кубиков слова на заданную тему, можно назначить один кубик главным и подбирать ему соседей-друзей, можно придумывать слова с одинаковой буквой…
Методика обучения Зайцева универсальна в плане возраста.
Для полугодовалого малыша звучащие кубики будут сродни новым погремушкам, затем можно постепенно подключать распевание складов. Родители занимаются по этой методике и с годовалыми, и с двухлетними малышами.
Традиционные же группы по методике обучения Зайцева состоят из трех- четырехлеток. Но и начинающим школярам, испытывающим трудности с обучением, методика Зайцева тоже может помочь.
Если вы решили по методике Зайцева обучать своего ребенка именно чтению, психологи советуют браться за нее, когда ребенок уже разговаривает, и только в том случае, если он не имеет ярко выраженных логопедических проблем. А еще лучше – посоветуйтесь с педиатром или детским неврологом, которые наблюдают вашего малыша.
Надеемся, наши статьи о школе Монтессори, методиках раннего развития Глена Домана и Зайцева будут полезны вам при выборе системы раннего развития для вашего ребенка. Поверьте – чем больше вы дадите любви и внимания своему ребенку, чем больше возможностей для развития предоставите ему, тем сильнее вас порадуют результаты уже в недалеком будущем!
——
Автор – Мама Пума, сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная
10 плюсов методики раннего развития Зайцева
Не учиться, а играть! Так кратко можно охарактеризовать методику обучения чтению Николая Александровича Зайцева. Пожалуй, это самая популярная методика на сегодняшний день. С ее помощью поборники раннего развития учат своих крошек читать, писать, считать и даже осваивать иностранные языки. И дети не против такого обучения. Ведь все, что от них требуется, — играть яркими кубиками и петь песенки!
Зачем учить ребёнка читать до школы?
Многие современные родители стремятся обучить ребёнка чтению ещё до того, как он пойдёт в школу, ведь умение читать к моменту поступления в первый класс, пусть даже по слогам — это сейчас не прихоть заботливых родителей, а вполне конкретное и обоснованное требование многих общеобразовательных школ. В этом нет ничего плохого, ведь любое полезное знание развивает мозг, делает маленького человечка умнее, а значит, он будет быстрее осваивать окружающий мир и усваивать в будущем сложную школьную программу ему будет значительно легче.
Заниматься всесторонним развитием ребенка необходимо с раннего детства, так как именно в этот период идет интенсивное физическое и психическое развитие, закладывается основа для формирования и становления ребенка как отдельной личности. В помощь родителям существует много методик раннего развития помогающих научить ребенка читать, дать первоначальные навыки письма и счёта уже в дошкольном возрасте.
Давать ребёнку знания в игровой форме по чтению и математике чрезвычайно полезно начинать не позднее 3-х лет. В этом возрасте дети очень любознательны, они интересуются всем, что происходит вокруг, изучают предметы и их свойства, учатся сравнивать, искать сходства и различия между ними
Важно поддерживать познавательную активность ребенка, формировать позитивное отношение к обучению. Большинство детей в 3 года уже довольно самостоятельны, многое умеют делать и накопили внушительный багаж знаний, у них активно развивается логическое мышление и умение устанавливать причинно-следственные связи
Методика Зайцева
Методике Зайцева уже более 20 лет, и она успешно доказала свою эффективность. Несомненный плюс методики раннего развития академика Николая Зайцева в ее результативности. Дети начинают бегло читать, не изматывая при этом ни себя, ни родителей. Они играют обучаясь при этом грамотному письму и счёту. Для этого им на помощь дают специальные кубики, позволяющие знакомить маленького ученика с основами языковой фонетики. Кубики могут быть золотистого цвета, их делают из дерева или металла. Кубики не полые, внутри их находится специальный наполнитель.
Малыш быстро осваивает чтение, запоминая склады. Он сразу произносит, например, БА, а не думает над тем как прочесть отдельные буквы. На кубиках есть только те сочетания букв, которые возможны в русском языке. Например, неправильные сочетания ЖЫ, ШЫ, ЧЯ, ЩЯ вообще исключены! Методика зарекомендовала себя, как эффективная. Обучаясь по ней, дети учатся читать в игровой форме, попутно они обучаются грамотному письму, тренируют память и логическое мышление. Методика Зайцева придется по душе любому родителю-новатору.
Плюсы методики
- По методике Зайцева можно начинать заниматься с 1 года;
- Нет нужды сидеть за партой, а двигательная активность очень полезна для детей;
- У детей активно задействована мелкая моторика, что положительно влияет на развитие интеллекта;
- Методика Зайцева эффективно развивает органы чувств, музыкальный слух, чувство ритма и память;
- Без всякой зубрёжки, в чисто игровой форме, детей обучают правильному сочетанию букв;
- Пропевание складов улучшает качество речи;
- Правильное расположение таблиц способствует хорошей осанке;
- За счет того, что малыш глазами в таблицах ищет нужный склад, тренируются глаза, что приводит к улучшению зрения;
- Много упражнений которые формируют навыки самостоятельности;
- Методика Зайцева прекрасно подходит детям (и взрослым), для которых русский является неродным языком.
Минусы методики
- Пособия для обучения по методике Зайцева довольно дорогие, их может позволить себе не каждая семья, причем удешевить обучение вам вряд ли удастся, даже если вы будете делать кубики самостоятельно;
- Не каждый родитель способен обучить ребенка по этой методике, но специалисты с многолетним практическим опытом добиваются успеха в 100% случаев;
- Бывают ситуации, когда уже бегло читающему малышу скучно в 1-м классе общеобразовательной школы среди только начинающих обучение сверстников.
Школа для дошколят «Чудо-Чадо» является ведущим центром развития ребёнка обучающим по методике Зайцева в Бишкеке. Вы можете записать своего малыша на занятия в любое время. Подробную информацию по стоимости и расписанию занятий вы найдёте на нашем сайте.
Опубликовано: 2017-10-28
Как часто работать со слоговыми таблицами?
Лучше каждый день. Хотя бы по полчаса. Регулярные ежедневные занятия дадут вам больший результат, чем многочасовые раз в неделю.
Расскажу вам как я оформляю слоговые таблицы при работе в 1 классе. Данный вариант очень удобен не только для распечатывания, но и для использования. Что для этого нужно:
- Взять самый обычный небольшой фотоальбом.
- Распечатать слоговые таблицы.
- Вставить в фотоальбом.
- Начать работать по получившейся симпатичной книжечке.
Мы еще с ребятами вставляем в этот же альбом, для удобства пользования, скороговорки.
Детям очень нравится такой вариант. Они с удовольствием читают и на занятии, и после занятия. Просто так, для себя. Эти 20 слоговых таблиц вы можете получить в подарок при покупке ТРЕНИНГА ПО СКОРОЧТЕНИЮ.
Но для более глубокой и качественной проработки техники я использую БОЛЬШУЮ КНИГУ СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ (слоговые таблицы не повторяют таблиц из предыдущей книги).
БОЛЬШАЯ КНИГА СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ — это
- готовый инструмент для тренировки навыков чтения и скорочтения;
- 200 слоговых таблиц разного уровня сложности;
- профессиональную методику работы с таблицами.
Самые результативные методики позволят каждую таблицу использовать многократно несколько раз, повышая интерес ребенка к чтению.
Работая с этими слоговыми таблицами ребенок получит:
- улучшение навыков чтения;
- повышение скорости чтения;
- улучшение дикции;
- понимание прочитанного;
- развитие мышления и внимания;
- расширение словарного запаса;
- повышение уверенности в себе.
Ребенок перестанет при чтении спотыкаться на трудных словах. Процесс чтения станет естественным и безболезненным.
Вы без труда сможете распечатать необходимые страницы. Все страницы книги можно использовать отдельно.БОЛЬШАЯ КНИГА СЛОГОВЫХ ТАБЛИЦ подойдет и тем, кто только делает первые шаги в чтении, и тем кто хочет значительно улучшить качество чтения.
Слоги для чтения: карточки и таблица
Прежде чем научиться читать, ребенок должен изучить само понятие о слогах. Перед тем, как начать учиться читать и писать, малыш должен узнать буквы и уметь соотносить их со звуками. Следующий этап – учим слоги. Интересные пособия для изучения слогов можно скачать у нас на сайте.
Сложно ли научить ребенка содинять буквы в слоги?
Как научиться читать?
В начале обучения чтению необходимо донести до ребенка такие понятия, как гласные и согласные звуки и буквы. Гласные звуки бывают ударными и безударными. Среди согласных выделяют звонкие и глухие, твердые и мягкие.
Кстати, твердости-мягкости звуков следует уделить особое внимание. Эта характеристика звуков внутри слога определяется мягким или твердым знаками или гласными, находящимися после согласных
Слоги для детей для обучения чтению можно представить в виде игры. Чтобы научить малыша читать, необходимо скачать таблицу слогов и распечатать ее. Затем разрежьте на отдельные карточки. Чтобы слоги и карточки не помялись, их можно наклеить на плотный картон. Теперь попытаемся представить детям слоговые сочетания в виде игры.
Игры для обучения чтению
Научить малыша читать поможет таблица всех слогов, которую вам необходимо будет скачать у нас на сайте. Мягкие и твердые согласные, а также гласные звуки и буквы в ней обозначены различными цветами для контраста. Таким образом, слоговые сочетания выглядят яркими и разноцветными.
Сначала учим ребенка отличать слоги в русском языке друг от друга. Для этого понадобятся не только карточки, где написаны слоги языка для чтения, но и цельная таблица слогов. Для этого придется еще раз скачать и распечатать ее. Раскладываем таблицу и просим ребенка сопоставить карточки со слогами и соответствующую ячейку в таблице. Так постепенно малыш будет запоминать отдельные слоговые сочетания и называть их, а затем и читать. Таким образом, мы формируем лото из таблицы, только вместо изображений присутствуют буквосочетания.
На следующем этапе обучения чтению предлагаем ребенку пару различных слогов и соединяем их в слово. Учтите, что перед началом этой игры ребенок должен хорошо читать отдельные слоговые сочетания, а затем складывать их в слова. Например, берем слог ЖА и присоединяем к нему слог БА. Получается ЖАБА. Можно нарисовать стрелочки или придумать сказочного героя, который будет ходить от одного слога к другому и соединять их в слова. В результате такой несложной игры ребенок быстро научиться читать.
Слоговые таблицы
Поскольку буквосочетания представлены в русском языке в большом количестве, предлагаем изучать отдельно каждую согласную в сочетании со всеми гласными. Таким образом, таблица для одной игры становится значительно меньше по объему, и ребенку легче расставить все слоги на свои места. Скачать эти таблицы также можно на нашем сайте. Вот примеры того, как могут выглядеть слоги для ваших малышей в таблицах:
Частые ошибки
Часто в речи малыши путают слоги с буквой «х», «г» и слоги с буквой «г», «к». Также путаница возникает, когда ребенок произносит слоги с буквой «д», «г» или слоги с буквой «к», «п». Эти согласные звуки очень похожи по звучанию. Составляя из них слова, постарайтесь проговаривать их максимально четко. На этапе обучения чтению можно скачать таблицы с похожими звуками, вырезать из них карточки и попробовать составить похожие по звучанию слова, сделав акцент на разнице в написании.
Изучая буквосочетания русского языка с детьми, постарайтесь их заинтересовать. Если у вас дома есть магнитная азбука, постарайтесь составить из букв некоторые слова. Их можно удобно прикрепить на планшете и затем читать. Пусть малыш составит свои словосочетания, а вы их прочитаете.
Словотворчество должно быть коллективной игрой: одному ребенку будет неинтересно. Учите малыша и учитесь вместе с ним!
steshka.ru
Чтение отдельных слогов и буквари
Еще одни помощники в занятиях – это буквари. Их основная задача именно научить ребенка сливать буквы в слоги, а из слогов составлять слова. Есть только одна проблема – зачастую они бывают очень скучны для ребенка. Особенно если речь идет о малыше до 4-5 лет. Прежде чем ребенок доберется до чтения слов, ему предложат перечитать дюжину однотипных ничего не значащих слогов. Честно скажу, даже на меня нагоняют тоску скучные колонки слогов вроде «шпа-шпо-шпу-шпы». Безусловно, по букварю можно научиться читать, но опять же вопрос – насколько это будет интересно вашему чаду. Редко можно услышать, чтобы букварем увлекся маленький ребенок, но и дети в возрасте 5 лет при виде букваря не хотят слышать о чтении.
Почему чтение слогов навевает на детей скуку (будь то слоги в букваре или на каких-то самодельных карточках)? Все просто: для малыша МА, МИ, БА, БИ не имеют ни малейшего смысла, они не обозначают ни один реальный предмет или явление, ими нельзя поиграть, да и что с ними делать – вообще непонятно! С точки зрения ребенка это просто какой-то набор закорючек. Дошкольник больше ориентирован на мир игр, чувств и ощутимых объектов, знаковая система как таковая ему еще не слишком интересна. Но вот что любопытно: если вы составите эти самые закорючки в слово, которое обозначает что-то конкретное и знакомое, то вы сразу заметите искорку в глазах ребенка. Стоит только малышу уловить связь между буквами и реальным миром, и он будет относиться к занятиям уже совсем по-другому. Отсюда первое правило увлекательного обучения чтению:
Возможно, тут у вас возникнет вопрос, как можно читать слова, если «он и двух букв связать не может». Как решить эту проблему, читайте дальше.
Плюсы и минусы методики
Как и у каждой современной методики, обучение чтению с помощью кубиков Зайцева имеет как свои достоинства, так и недостатки. Рассмотрим подробнее.
Достоинства
- Дети очень быстро учатся читать. Для того чтобы ребенок начал это делать требуется совсем немного времени. Причем чем он старше, тем быстрее протекает процесс обучения. По словам самого автора, даже ребята, которым только исполнилось 4 года, могут начать читать самостоятельно уже через 4 занятия. Конечно, это не относится ко всем детям. В среднем малышам 3-4 лет требуется полгода для обучения, дошкольнику постарше требуется 10-12 занятий, ребенку 6-7 лет уже будет достаточно недели.
- Метод обучения по Зайцеву не привязан к какому-то определенному возрасту. Вы можете начинать заниматься когда ребенку исполнится 6 месяцев, а можно использовать и для первоклассников.
- Разные по тембру, высоте и громкости звуки, издаваемые кубиками, поспособствуют развитию слуха, памяти, будут отлично развивать чувство ритма.
- В результате игр с кубиками активно развивается мелкая моторика рук ребенка, которая очень важна для развития интеллекта.
- Обучение проходит в темпе, который позволяют способности ребенка. Все очень индивидуально. Никто не торопит и не подгоняет ребят, не говорит им о том, что они что-то должны.
- Освоить методику не составит труда. Ее с успехом можно применять в домашних условиях.
- Дети сразу учатся грамотному письму. На кубиках отсутствуют склады, которые невозможны в русском языке (таких, как ЧЯ, ЖЫ).
- Метод обучения по Зайцеву способствует профилактике, сохранению и укреплению здоровья. Играя, ребенок тренирует глазные мышцы. Это помогает сохранить зрение. Его сохранности содействует расположение крупного текста на таблицах в разных местах, яркий цвет кубиков, который не раздражает глаза.
В целом, такой игровой метод обучения чтению успешно помогает в развитии всесторонне развитой гармоничной личности.
- Метод построен на принципах педагогики сотрудничества, что позволяет избежать конфликтов между детьми, родителями и педагогами.
- Дети играют сами. Это отлично развивает самостоятельность и самоорганизованность. Хватает даже непродолжительных занятий для успешного обучения. Играя с ними постоянно, незаметность их проведения по принципу «между прочим», дадут отличный результат в обучении.
- Методика очень простая, систематизированная, наглядная.
- Ребенку не приходится осваивать способы слияния букв в слоги, он учит готовые склады, что содействует умению читать бегло и без запинок.
Недостатки
Несмотря на огромное количество достоинств при выборе этого способа обучения, можно столкнуться и с рядом проблем.
- Педагоги дефектологи и логопеды говорят о том, что заучивая склады, не разобравшись в том, как сливать буквы, дети часто начинают пропускать окончания слов. Могут возникнуть проблемы при делении слов на слоги, разборе слов по составу.
- Отличный от школьного цветовой окрас звуков (голубой, синий, зеленый вместо синего, зеленого, красного), создают проблемы у ученика при фонематическом разборе слов. Переучивать детей сложнее, чем учить с нуля.
- Высокая стоимость пособий. Множество хлопот при самостоятельном склеивании кубиков.
- Создаются определенные трудности при выборе написания букв Э и Е. На кубиках имеются такие склады, как БЭ, ВЭ. В русском языке их можно встретить очень редко. Придется постоянно останавливать желание ребенка написать букву Э в словах, где после твердого согласного мы слышим Э, а написать надо Е (например, слово ТЕННИС).
- Использование методики будет эффективнее у детей, которых более развито правое полушарие мозга. У них более развито образное мышление.
- У ребят могут возникать трудности с вычленением отдельного звука из слова, что повлияет на письмо.
- Данный способ обучения практически не развивает творческие способности детей.
Как научить ребенка читать: популярные методики
Кубики Зайцева
Одна из самых известных методик — кубики Зайцева: это 52 кубика, благодаря которым процессе игры малыш может не только составлять различные слова, но и понять, что такое глухие и звонкие согласные. Кубики с изображениями согласных звуков наполнены деревяшками, а с изображениями звонких — металлическими деталями.
- В качестве приложения к кубика идут таблицы, на которых также есть слоги. Но их предлагается не читать, а пропевать.
- Кубики различаются по размеру: большие с изображением твердых сочетаний и согласных, а меньшие по размеру кубики — с мягкими согласными.
- По этой методике обучение чтению обычно проходит быстро и легко для ребенка, но, судя по отзывам, у нее есть и минусы — в школе у ребенка возникают трудности с разбором слова по составу, а при чтении дети могут «глотать окончания». Связано ли это с кубиками Зайцева напрямую — вопрос открытый.
Метод Монтессори
Метод Монтессори предпочитают сторонники раннего развития.
- Дети сначала учатся писать, а потом уже называть букву или слог. И не просто писать, а выводить пальцем по песку или крупе, штриховать букву, обводить…
- Придется заготовить много материала, вырезать буквы из бумаги, убирать крупу, что довольно энергозатратно для родителей. Зато весело для детей!
Динамические кубики Чаплыгина
- В набор входят 10 кубиков и 10 блоков, которые двигаются. Задача ребенка составить пару из гласной и согласной. Они изображены на каждой стороне кубика. Каждый динамический блок включает в себя согласную и гласную буквы.
- Плюсы методики в том, что в работу вовлечена мелкая моторика, которая тоже играет важную роль в развитии ребенка.
«Складушки» и «Теремки» Вячеслава Воскобовича
- В «Складушках» Вячеслав Воскобович переработал идею Зайцева: на 21 карточке представлены все склады русского языка с симпатичными тематическими картинками. В комплекте — диск с песенками, тексты которых идут под каждым рисунком.
- По «Складушкам» часто учат совсем маленьких детей, их можно использовать с трех лет, но создатель методики не рекомендует торопить развитие ребенка, стоит ориентироваться на его готовность к обучению.
- «Теремки» Воскобовича состоят из 12 деревянных кубиков-теремков с согласными и 12 картонных кубиков-сундучков с гласными. Сначала ребёнок знакомится с алфавитом и пытается с помощью родителей придумать слова, которые начинаются с каждой из букв.Затем наступает пора изучить слоги. В теремок с буквой М вкладывается А — и получается первый слог ма. Из нескольких теремков можно выложить слова. Обучение построено на игре. Так, при замене гласной дом превратится в дым.
Карточки Домана
Карточки Домана — одна из самых необычных методик. Ребенок учится читать не буквы и слоги, а все слово целиком.
- Родители называют слово и 1-2 секунды показывают ребенку карточку с этим словом. Визуально ребенок его запоминает. Занимаются даже с совсем маленькими детьми. У теории Домана есть сторонники и противники. Обучение чтению проходит обычно быстро, но часто дети не знают отдельные буквы, а читают действительно — целыми словами. Незнакомые слова прочитать им трудно.
- Глен Доман выступал против «проверок», запомнил ли ребенок увиденное и считал, что это снизит у детей интерес к обучению.
Как работает эта уникальная система – методика Зайцева?
Знакомство с чтением
На сегодняшний день уже многие мамы и папы, бабушки и дедушки слышали про кубики Зайцева, но не все хорошо представляют, как с их помощью можно быстро и просто обучить ребенка чтению. Как показывает обширная практика, при правильном применении методики, дети младшего возраста овладевают навыком чтения значительно легче, чем школьники по традиционной методике.
Данная методика обучения детей чтению отличается тем, что создавалась изначально на основе русского языка и учитывает его специфику (например, множество суффиксов, приставок, окончаний). Зайцев предлагает не складывать слова из отдельных букв, а сразу читать по складам (склад = речевое усилие). Этот способ чтения совсем не новый, например, за него горячо выступал Л.Н. Толстой. Настоящая инновация, сделанная Н.А. Зайцевым – это создание материалов: таблиц и кубиков. По методике Зайцева используется системный подход к обучению, включающий в себя разные игры и упражнения с таблицами, кубиками и аудиоматериалами (попевками), не только обучающие чтению, но и развивающие речь и фонематический слух ребенка.
Кроме того, чтение складов по таблице и кубикам Зайцева сразу прививают ребенку грамотность, например, на кубиках не может быть ошибок вроде «ЖЫ» и «ШЫ».
Всего методические материалы состоят из 52 элементов:
- Кубики со складами «МА», «ПА», «У», «О» и т. д.
- Кубики с точками, запятыми и другими знаками;
- Кубики с мягким и твёрдым знаком;
- Таблицы, диск с попевками, пособия для родителей/воспитателей.
Но, к сожалению, разобраться в этих материалах самостоятельно не очень просто. Поэтому часто родители, а также, к сожалению, многие репетиторы и преподаватели, не зная, как грамотно использовать их, сводят занятия к чтению по таблице и составления слов из кубиков. Такие занятия однозначно нельзя назвать занятиями по методике Зайцева, и польза от них будет небольшая.
Потому что ключ к невероятной эффективности и гениальности методики лежит не в самих материалах, а в упражнениях и играх с ними, каждое из которых основано на одном из 4 типов деятельности:
- Классификация,
- Озвучивание,
- Поиск,
- Чтение и письмо («Письмочтение»).
Для каждого из этих видов деятельности существует больше двух десятков возможных вариантов упражнений и игр, а наложенные на тематику занятия, они дают бесконечное разнообразие, при этом продолжая отвечать за очень конкретный навык, ведущий к цели.
Знакомство с арифметикой
Ещё одна методика, которую взяли за основу детские центры «УмНяша» — математическая. Она позволяет легко и весело учить детей арифметике, начальным ступеням алгебры и геометрии, развивать память и учить решать математические примеры и задачи.
Обучение математике по Зайцеву довольно наглядное. Изучения цифр при помощи карточек, где указана цифра и ее количественное обозначение «Стосчет» (на карточках нанесены значения от 0 до 99). Они наглядно показывают, из чего состоят числа (у единицы закрашена она ячейка, у пятерки — 5).
Сначала малыши учатся считать. Ребенок изучает цифры до 10, потом до 100, до 1000. После чего переходит к сложным действиям (вычитанию и сложению), таблице умножения, знакомится с геометрическими фигурами, планиметрией и стереометрией.
Дома всё это возможно изучать с родителями с помощью специально разработанных Николаем Александровичем Зайцевым таблиц, которые необходимо поместить в зоне постоянной видимости. Таким образом ребенок сможет изучать математику в любое свободное время, а не по расписанию.
При этом малыш не испытает сложностей со счётом, поскольку весь процесс предельно понятен и интересен. Ребёнок будет успешно развиваться, учиться анализу и обобщению знаний. Он может (в отличие от людей, воспитанных на традиционной советской математике) легко и быстро перемножать большие числа.
Истоки и основы методики
При разработке своей системы Зайцев опирался на исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, В.М. Бехтерева.
Он использовал такие их выводы:
- разделение сенсорного потока на элементы, а потом связывание этих элементов в группы очень хорошо воспринимается мозгом;
- усилить восприятие можно подачей информации с четко заданным ритмом.
Это открытие в нейрофизиологии Зайцев сделал основой своей системы. Главная идея его методики базируется на том, что процесс познания должен опираться на все формы восприятия ребенка:
- мышление;
- слух;
- зрение;
- двигательную и тактильную память.
Учебный материал Зайцева активизирует восприятие ребенка, поскольку он системный (от частного к общему и наоборот), собран в одном месте и привлекательный, притягивающий внимание. По сути, эта методика опирается на основы педагогики сотрудничества
Роль учителя сводится:
- к организации веселой игровой обучающей среды;
- наставнической помощи ребенку при обучении чтению, счету, письму, грамматике.
Другой базой его метода стало использование склада, как элементарной частицы речи. Склад — это слияние согласной и гласных буквы, просто гласная, согласная в открытом слоге. Это более естественное деление слова, чем слог. Так начинают говорить младенцы. И так легче научиться читать.
Истоки этого лежат все в той же нейрофизиологии, поскольку склад — это осознанное усилие мускулов речевого аппарата. Эти усилия легко определить, если слегка обхватить рукой шею под основанием челюсти и что-то громко сказать. Идея сама по себе не нова. Обучение грамоте по методике Зайцева очень схоже с букварем Федота Кузьмичева (XIX в.) и азбукой Л. Толстого (он учился по букварю Кузьмичева). Эти книги основаны на складовом методе, а не слогах.
Через 200 лет Зайцев, восприняв прежний опыт, пошел дальше. По его методике вообще не надо целенаправленно учить буквы. Они просто выучатся сами в процессе игры с пособиями, на которых написаны склады. Впервые он опробовал метод быстрого овладения языком с помощью складов на своих кубиках.
Затем были таблицы. Здесь Зайцев опирался на опыт Шаталова (система опорных сигналов) и Эрдниева (укрупненную единицу дидактики). Он создал таблицы, через которые огромное количество информации передавалось минимальным количеством символов. Правильное расположение этих таблиц на стенах позволяло информации быстро проявляться в памяти.
Методика Зайцева сломала главный стереотип традиционного обучения: правило-упражнение, ушла от разбросанности и несистемности материала. Причем такой нейрофизиологический подход обеспечил высокую произвольную подвижность ребенка во время обучения с минимальной нагрузкой на зрение.
Модель детсадов по Зайцеву
Система Зайцева часто применяется в детсадах для обучения детей:
- чтению;
- математике;
- пению хором;
- синтезу рисования и письма;
- азам грамматики;
- анатомии;
- географии;
- экологии;
- ботанике;
- зоологии.
На все эти направления у Зайцева разработаны и опробованы специальные методики и пособия. Помимо обучения ребенка письму, чтению, счету, зайцевские методики предполагают знакомство малышей с окружающим миром.
В 3 года у детей возникает кризис в формировании личности, который связан со становлением собственного Я. Малыш, который не понимает, чего от него требуют и зачем, отказывается выполнять правила, предлагаемые взрослыми. Ребенок начинает пренебрегать собственной безопасностью.
Введение в программу детсадовского обучения таких направлений как анатомия, экология, география вполне оправдано. Знакомясь с собой, малыши уже осознанно выполняют правила, предлагаемые взрослыми. Именно в 4-7 лет ребенок легко ориентируется:
- на ведение здорового образа жизни;
- на не курение;
- не питие алкоголя;
- не употребление наркотиков;
- на сохранения окружающего мира;
- на сохранение своего здоровья;
- на свою безопасность.
А для этого малыш должен понимать свое устройство, знать о полезных и вредных для него вещах. Причем после анатомии, появляется ботаника, а затем зоология. Так обозначается значимость человека в природе. А география — это путь к миру.
Здесь все завязано: анатомия — путь от себя к миру, а география — от мира к себе и от себя к миру.
В детсадах с такими предметами редко встречается травматизм, дети не бояться медиков, стремятся к физкультурным занятиям, неагрессивны, аккуратны, правильно едят и стремятся еще больше узнать об окружающем мире.
Педагогика сотрудничества Зайцева очень неагрессивна и бережна к ребенку:
- Наставник предлагает детям сразу весь материал, которые осваивают его в удобном темпе.
- Наставник работает по программе ребенка, не принуждая его ни к чему.
- Отсутствие оценивания детей исключает появление отстающих. У детей исчезает страх, они просто играют, а в игре возможен и проигрыш.
- Обстановка на занятиях очень демократичная, дети не замечают самого процесса обучения, они просто играют, а наставник их направляет в нужное русло.