3 формы обучения правилам этикета в школе
Побеседуем. Разговор учителя или родителя с ребенком в формате «вопрос-ответ»
Важно, чтобы младший проговорил правила вслух. Для этого формата эффективны таблицы, картинки, видео презентации.
Проведем тренинг. Практическое рассмотрение ситуаций с разных сторон, проигрывание их в формате «Что будет, если»
Например, можно на примере показать ребенку, что чувствует его одноклассник, если его ударят. Ведь это больно, обидно – и сразу становится понятно, что так делать нельзя.
Поиграем. Игровое моделирование школьной ситуации в обычной жизни. Эффективна работа в парах, когда один ребенок играет ученика, а другой учителя, младшего/старшего школьника. Важно, чтобы игровую работу сопровождал психолог.
Практическое рассмотрение ситуаций с разных сторон, проигрывание их в формате «Что будет, если». Например, можно на примере показать ребенку, что чувствует его одноклассник, если его ударят. Ведь это больно, обидно – и сразу становится понятно, что так делать нельзя.
Поиграем. Игровое моделирование школьной ситуации в обычной жизни. Эффективна работа в парах, когда один ребенок играет ученика, а другой учителя, младшего/старшего школьника
Важно, чтобы игровую работу сопровождал психолог.
Как правильно делать замечания?
Исследователи подсчитали, что среднестатистический ребенок слышит в свой адрес примерно 400 замечаний и суждений со знаком «минус» в день и всего лишь 30 одобрений. Такое выдержит не каждый взрослый. Естественно, что со временем замечания перестают восприниматься должным образом — работают психологические защиты.
Родители часто сразу начинают строить замечание в форме упрека или запрета: «Не садись так!», «Это что за слова такие!». Психологи считают, что общение с ребенком следует вести в позитивном ключе и стараться сохранять самообладание, даже если что-то вас по-настоящему раздражает. Начинайте фразу… с комплимента, затем попробуйте мотивировать ребенка поступать правильно, научить, дать совет. И потом снова похвалить.
Например, вам не нравится, что ребенок перебивает. Попробуйте сдержаться и не переходить на крик. Скажите ему: «Ты молодец, что уже все придумал. Но сначала послушай, может быть, мы предлагаем то же самое?».
Этикет для детей: методы обучения
В детском саду дети также переносят и копируют манеры воспитателей. Именно там коллектив впервые делится на «своих» и «чужих». Дети часто обращаются ко сверстникам по фамилии или прозвищу – все это результат обращения взрослых. Считайте этикет в детском саду первым шагами в коммуникациях маленького человечка со взрослым миром.
Занятия с маленькими детьми можно проводить в домашних условиях: специальные мультфильмы и пособия помогут родителями рассказать малышу в картинках и стихах для лучшего запоминания, как нужно себя вести. Лучшая книга, о которой может рассказать мама — это она сама. Преподнесите истории из жизни или примеры таким образом, чтобы ребенок воспринял их, как жизненную модель будущего поведения.
В возрасте 5-6 лет перед первым походом в школу правильным будет посетить центр по развитию ребенка, где профессиональный психолог проведет тестирование и путем беседы выявит возможные слабые места в этикете сына или дочери, а также в психологической готовности к занятиям. Оказанная консультация во многом может помочь предупреждению дальнейших семейных конфликтов и ненужных наказаний. Не стоит забывать, что не только детям нужно постоянное напоминание об их поведении – присутствие на консультации поможет родителям изменить отношение к самим себе, друг другу и, в конечном итоге, к поступкам и решениям их детей.
Актуальность развития у дошкольников навыков культурного поведения в условиях детского сада определяется низким уровнем этих навыков в семье, в обществе в целом. У детей формируется двойственное представление о нормах поведения (в детском саду требования надо соблюдать, а дома они отменяются).
Вот, что нужно выучить ребенку в возрасте до 3 лет:
Здороваться и прощаться с взрослыми и детьми.
Употреблять выражения просьбы, благодарности
Вежливо обращаться к воспитателям.
Проявлять внимание к сверстникам. Сюда входит и совместный досуг, и общая собственность (игрушки, сладости ипрочее.), а также умение выслушать и понять собеседника.
Правило 2.Уборка — это игра, в которой участвуют все
В счастливых семьях уборка — это не задача мамы, а игра, в которой участвуют дети и взрослые
Важно, чтобы в семье все умели убирать сами, а дети знали маленькие правила, которые взрослым кажутся очевидными:
- что нужно мыть влажной тряпкой, а что сухой;
- каков порядок уборки, например, сначала пылесосим, а потом вытираем пыль;
- куда сливать воду после мытья полов;
- как складывать футболки в шкафу.
При этом нужно сразу учить ребенка делать всё качественно: пусть это будет небольшое задание, но от и до детское, чтобы взрослые не переделывали: сначала это убрать игрушки и разложить их по нужным коробочкам, а потом — наводить порядок в квартире.
Пусть ребенок станет веселым грузовиком, который сначала загружает игрушки в багажное отделение, а потом развозит их по отделениям почты. Играйте в это вместе с ребенком, поддерживайте его, подскажите, если он что-то упустил, но не выходите за рамки игры: если ребенок — грузовик, так к нему и обращайтесь. И пусть всем от этого будет весело.
Дети, которые научились убирать свою комнату из удовольствия, будут лучше подготовлены ко взрослой жизни. А еще уборка по субботам может стать семейной традицией: взрослые и дети вместе наводят порядок под любимую музыку, а потом пьют чай с тортом на чистой кухне.
Этикет для детей в гостях
Очень важно обучить ребенка, как следует принимать гостей у себя дома и как вести себя у них в гостях. Для этого стоит запомнить лишь некоторые нехитрые правила:. Не приходить в гости без приглашения, а, в случае острой необходимости, самому сообщить хозяевам о своем визите
Не приходить в гости без приглашения, а, в случае острой необходимости, самому сообщить хозяевам о своем визите
Нежданные гости практически всегда доставляют хозяевам беспокойства и хлопоты
Не следует настойчиво звонить или стучать в дверь — не более двух раз
Идя в гости обязательно следует захватить с собой гостинец или подарок — идти в гости без гостинца невежливо
В гостях следует вести себя спокойно и сдержанно, запрещается шуметь и бегать
Запрещается без спроса трогать вещи хозяев, заглядывать в запертые комнаты, открывать шкафы и т.д.
Нельзя давать плохую оценку дому хозяев, в том числе имеющемуся беспорядку, неприятному запаху и т.д.
В случае приглашения за стол, следует кушать аккуратно
Не стоит надолго задерживаться в гостях
Перед уходом в обязательном порядке стоит поблагодарить хозяев за теплый прием и угощение
К себе гостей стоит приглашать заранее
В обязательном порядке следует оказывать внимание каждому пригашенному
Перед уходом гостей стоит поблагодарить их за визит. Плохое поведение в гостях. Плохое поведение в гостях
Плохое поведение в гостях
Зачем нужны правила и почему важно их соблюдать
Существование социума и взаимодействие людей в нем подчинено правилам. Официальные закреплены законодательно, неофициальные продиктованы нормами морали и этики. Большую часть правил поведения в общественных местах прививают родители своим детям. А остальные либо существуют негласно, либо регламентированы внутренним порядком заведений/учреждений.
Бытовые нормы, а также общепринятые правила поведения напоминают условия игры. Они подсказывают человеку, какие действия он может совершать, а какие не стоит.
Если человек не будет «играть по правилам», то рискует столкнуться с последствиями:
- нарушил дисциплину в школе — получит запись в дневнике;
- не умеет вежливо общаться с людьми — узнает, что такое социальная изоляция;
- игнорирует правила поведения в заведении — администрация может отказать в обслуживании;
- преступил закон — отправится в суд.
Важно, чтобы правила соблюдали все люди. Тогда отношения между ними будут более упорядоченными, предсказуемыми. По аналогии с ПДД: п
1.4 гласит, что каждый участник дорожного движения имеет право рассчитывать на то, что и другие участники будут придерживаться этих правил
По аналогии с ПДД: п. 1.4 гласит, что каждый участник дорожного движения имеет право рассчитывать на то, что и другие участники будут придерживаться этих правил.
Хорошие манеры
Культура поведения в общественных местах включает не только ограничения, но и желаемые действия, то есть правила этикета.
Сегодня многие из них считаются устаревшими:
- мужчины не пропускают дам вперед;
- женщина может оплатить свой счет в кафе;
- люди младшего возраста могут не уступать место в транспорте старшим.
Но чтобы оставить о себе приятное впечатление и заиметь репутацию культурного человека, без хороших манер не обойтись. Как писал английский философ Ф. Бэкон, «манеры выказывают нравы, подобно тому как платье обнаруживает талию».
Что включают в себя этикет:
- нормы вежливого общения;
- принципы субординации;
- способы уместной взаимопомощи;
- присутственные правила (как вести себя в конкретном месте).
Существует и другая классификация, согласно которой, этикет может быть семейным, столовым, корпоративным и даже сетевым. Всё это многообразие правил и норм трудно изучить одномоментно. Лучше выбрать естественный путь привития манер — постепенно, начиная с раннего детства.
В театре
Начиная с 3–5 лет, малыша можно приобщать к культурным событиям: водить в театр, на концерты, торжественные мероприятия и праздники под открытым небом. Перед походом ребенку следует объяснить, как принято вести себя в подобных местах и зачем это делать:
- Выбрать наряд, соответствующий событию.
- Во избежание опоздания выехать пораньше, запланировав время на переодевание, приведение себя в порядок и посещение гардероба.
- Если билеты куплены на места, располагающиеся в центре ряда, лучше разместиться заранее, чтобы не мешать другим зрителям.
- Головные уборы, особенно объемные и высокие, необходимо снять.
- Неприлично шуметь, разговаривать, в том числе по телефону, принимать пищу.
- Носителям инфекции, передающейся воздушно-капельным путем, лучше сдать билеты и остаться дома.
- Сорить и портить предметы интерьера – моветон и признак отсутствия совести.
- Подпевать актерам и певцам не нужно. Это мешает другим зрителям.
Правила поведения в школе кратко
Отправляя детей в школу, родители уверены в том, что дети получат нужный объем знаний, эмоциональную и психологическую поддержку. Все это возможно только в том случае, если в учебном заведении уважают и знают правила поведения, следуют им.
Школьный распорядок известен не только ученикам и учителям, но и родителям. Как одевать ребенка, когда он должен приходить на уроки, как вести себя на занятиях — забота родителей.
Фото: informburo.kz: UGC
В первые дни после летних каникул во многих школах детям раздают памятки, в которых содержатся базовые правила и нормы поведения в школе. Им должен следовать каждый ребенок, иначе школьная жизнь превратиться в неконтролируемый хаос.
Учителя следят за выполнением этих правил, однако и родители должны принимать участие в формировании специфической поведенческой модели ребенка-школьника. Время от времени проводите профилактические беседы, показывайте на конкретных примерах, к чему может привести нарушение школьного распорядка.
Ознакомьте ребенка с кратким перечнем того, что потребует от него школа:
Общие требования:
- Одевайся чисто и аккуратно. Выбирай одежду и обувь удобную и по сезону.
- Ношение спортивной формы допускается только на занятиях спортом (урок физкультуры, секция, спортивный факультатив).
- Следи за личной гигиеной: срезай ногти, мой волосы и т. д.
- Ходи с аккуратной прической. Длинные волосы желательно укладывать так, чтобы они не мешали писать и читать, иначе могут возникнуть дефекты зрения и осанки.
- Носи с собой носовой платок и влажные салфетки.
- Книги и школьные принадлежности клади в сумку, школьный ранец, портфель.
- Уходи домой сразу после уроков. В учебном заведении остаются только те, кто ходит на дополнительные занятия.
- Рассчитывай на дорогу время так, чтобы зайти в класс до начала занятий хотя бы за 10 минут.
Фото: arnapress.kz: UGC
На уроках ученик должен вести себя так:
- В кабинет заходи с разрешения учителя или его доверенного лица (старосты).
- Займи место согласно схеме рассадки. Ее утверждает учитель-предметник или классный руководитель.
- До начала урока приготовь и выложи на парту учебник, тетради и школьные принадлежности, которые понадобятся.
- Приветствуй учителя вставанием. Встань, когда учитель покидает класс.
- На уроке без разрешения учителя не пользуйся мобильным телефоном и гаджетами.
- Не выходи из кабинета во время занятия без разрешения учителя.
- На уроке соблюдай тишину, внимательно слушай учителя и выполняй его указания.
- Выходя к доске, захвати с собой дневник.
- Не подсказывай одноклассникам и не перебивай их во время ответа.
- Не выкрикивай с места. Если знаешь ответ на вопрос учителя, то подними руку.
Фото: yk-news.kz: UGC
Правила поведения в школе на перемене:
- Отправляйся на перемену только с разрешения учителя.
- Дежурные во время перемены проветривают класс, готовят доску и наглядные пособия (карты, макеты, муляжи).
- Не бегай по коридорам и лестницам во время перемены, потому что можешь травмироваться сам или травмировать других детей. Для активного отдыха лучше выйди в школьный двор.
- Не сиди на подоконниках, не спускайся по перилам вниз, не играй с колюще-режущими предметами, не дерись, не разбрасывай мусор, не ломай школьное имущество.
- Чтобы перекусить во время перемены, спустись в столовую или школьное кафе. Не ешь на ходу или в классе.
- Идя по коридору, придерживайся правой стороны.
- При выходе и входе в/из кабинета мальчики пропускают вперед учителя и девочек.
- Не входи без разрешения в учительскую.
Кроме того, следует помнить об общих правилах поведения:
- нельзя курить и браниться;
- пререкаться и переговариваться со старшими;
- разговаривая с учителем, держать руки в кармане;
- нужно помогать тем, кто требует помощи;
- быть вежливым и аккуратным.
Фото: vlast.kz: UGC
Школа — это то место, где дети не только получают знания, но и учатся общаться, узнают об общих культурных нормах поведения. Они должны понимать, что следование школьным правилам — это не глупая выдумка, призванная угнетать их личность, приучать их к шаблонному поведению, а элементарная забота об их здоровье.
Они должны осознавать, что шум на уроках и отсутствие дисциплины приводят к худшему усвоению материала. Кроме того, дети больше устают психологически, у них может болеть голова. Если кто-то нарушает правила поведения на перемене, то может пострадать физически сам или причинить вред кому-то иному.
Об этом следует напоминать детям регулярно и на собственном примере демонстрировать, как правила помогают оптимизировать деятельность, сделать ее более эффективной.
Советы родителям
Бывает так, что ваше чадо начинают учить посторонние люди, что делать в этом случае? Даже если вы знаете, что он неправ и вел себя некрасиво, проявите сдержанность и постарайтесь достойно выйти из ситуации. Для ребенка такие моменты могут быть поучительными. Не стоит опускаться до склок и разбирательств. Вежливо ответьте, что вы разберетесь и поговорите со своим малышом сами.
Всегда будьте на стороне своего чада, поругать его нужно, но сделайте это дома за закрытыми дверями. Это относится и к малышам, и к школьникам. Другое поведение родителей будет расценено как предательство.
Дома в спокойной обстановке побеседуйте с сыном или дочкой, обыграйте ситуацию заново. Если он считает себя правым, объясните, что в любом случае с окружающими нельзя вести себя грубо.
Путем поощрения и замечания можно добиться многого в воспитании вежливости. Маленькие детки, которые только постигают азы этикета, должны часто слышать слова похвалы. Тогда они будут видеть разницу между хорошими и плохими поступками. Если дошкольник поступил нетактично, прежде чем делать замечание, выясните, по какой причине он сделал именно так. Возможно, такому поведению есть свое объяснение. Это может быть стеснение или плохое настроение, незнание правил. Если вы не научитесь понимать своего малыша, в дальнейшем будет трудно налаживать с ним контакт.
Откройте для себя и своих детей определенные правила, придерживаясь которых, родителям будет легче выработать у малыша вежливые манеры. Оформите их красочно, повесьте в доме на видном месте
Дошколенок лучше уясняет слово в сочетании с наглядностью.
Важно, чтобы ребенок чувствовал уважение со стороны своих близких и родственников, только тогда можно рассчитывать на взаимность.
Несмотря на открытость и доброжелательность между детьми и родителями, каждый из них должен знать свое место. Если кроха переходит границы и начинает общаться с вами как со сверстниками, нужно деликатно его поправить.
Всегда проще одернуть кроху и отчитать за неправильное поведение
Сложнее говорить и беседовать, объяснять, как правильно себя вести, а как нет. Но нужно уделять своим детям чуть больше времени, хвалить за хорошие поступки, напоминать, как близкие гордятся своим ребенком за то, или иное действие, проявлять свою любовь. Тогда у него появится чувство благодарности, он захочет говорить такие слова, как спасибо, пожалуйста, научится хорошим манерам.
Как игры помогают учить правила этикета?
Если перед родителями стоит задача научить ребенка определенным правилам этикета, важно не навязывать ему их и не предъявлять в форме нареканий. Учить ребенка правильно себя вести гораздо полезнее, используя игру.. Существует немало пособий и сборников для детей с основными правилами поведения
Чаще всего, они построены на увлекательных сюжетах, сопровождаемых красочными иллюстрациями: «Нескучные правила», «Хорошие манеры». Чтение таких пособий скрасит совместный досуг
Существует немало пособий и сборников для детей с основными правилами поведения. Чаще всего, они построены на увлекательных сюжетах, сопровождаемых красочными иллюстрациями: «Нескучные правила», «Хорошие манеры». Чтение таких пособий скрасит совместный досуг.
Вежливые слова и поступки
Соберите «чаепитие» на котором, помимо вас и ребенка будут куклы, плюшевые медведи и роботы. Всех нужно поблагодарить, что пришли, предложить чаю, сказать что-то приятное на прощание. Во время игры иногда специально нарушайте правила или создавайте ситуацию, в которой их нарушит один из приглашенных. Это поможет наглядно продемонстрировать, как неприятно может быть окружающим, если кто-то ведет себя грубо, невоспитанно, и как лучше исправить ситуацию, корректнее одернуть того, кто неправильно поступает.
Закрепляйте эти навыки дома каждый день, припоминая игровые ситуации в неигровой атмосфере, пока правила не войдут в привычку и не станут соблюдаться на уровне автоматизма.
Правила поведения в театре, в кино и на концерте
На личном примере родители обучают детей, как вести себя в общественных местах: в кинотеатре, театре или на концерте. Конечно, для выхода в театр или концерт принято приходить нарядно одетыми (для мальчиков – брюки и рубашка, для девочек – нарядное платье).
Также есть и другие правила:
- опаздывать крайне нежелательно;
- верхнюю одежду сдают в гардероб;
- если ваше место находится посредине ряда, проходят к месту, повернувшись лицом к людям;
- во время показа или концерта не разговаривают;
- не принято есть или пить – для этого существует антракт и буфет;
- нехорошо шуршать бумажками;
- кашель и насморк могут отвлекать других, поэтому с симптомами болезни оставайтесь дома;
- не принято подпевать артистам;
- нельзя шуметь.
Этикет общения и правила безопасного поведения на улице для детей – необходимость, а не роскошь. Ведь это облегчит их жизнь. Нужна мотивация – объясняйте ребенку, почему эти правила так важны для его будущего.
Простые способы усвоения правил для детей
Детям будет легче усвоить правила поведения в том случае, если они будут поданы не в виде скучных наставлений, а в простой и понятной для них игровой форме.
Как правило, дети начинают принимать участие в групповых играх уже в возрасте 2-3 лет. Эту особенность можно легко использовать: устанавливая правила игры можно определенным образом направлять деятельность ребенка. А впоследствии – научить его переносить уже усвоенные модели поведения в реальную жизнь.
Сюжетно-ролевая игра в обучении правилам поведения на дороге
Приобрести навыки, ценные для предстоящей жизни в обществе, ребенку также помогут сказки, а также их разбор и анализ. Именно читая их и наблюдая за поведением главных героев, ребенок начинает понимать, что такое добро и зло, кто из персонажей поступает правильно, а кто – нет, как следовало бы вести себя в той или иной ситуации, а какие поступки совершать неверно и даже опасно. Именно после того, как ребенок научится оценивать поведение сказочных героев, он сможет точно также анализировать и собственное. Для удобства можно проводить параллели между событиями, происходящими в сказке и реальной жизни. Или придумать свою историю, где в иносказательной форме представляются проблемы самого ребенка.
Поведение на улице – правила
Многие ситуации – например, приход гостей, поход в театр или телефонную беседу удобно обыграть с помощью кукол или мягких игрушек.
Правила поведения на улице для школьников
С правилами дорожного движения и поведения в общественных местах учащихся знакомят регулярно. На первых родительских собраниях учителя просят родителей пришить на уличные куртки и рюкзаки детей светоотражатели. Школьникам напоминают об опасности общения с незнакомыми людьми. И поведение детей на улице почти всегда правильно:
- одежда в порядке;
- руками не размахивают;
- не кричат;
- не сорят.
Шумные стайки, высыпавшие из школы после уроков, рассыпаются на пары и тройки школьников, идущих домой.
Но улица нужна детям не только для перемещения. Улица – место, где школьник может и должен бегать, прыгать, вести себя свободно, выплёскивая накопившуюся энергию. Конечно, не на пешеходных дорожках, не на проезжей части, а там, где есть условия для активного движения.
Спортивные площадки, велосипедные дорожки, парки культуры и отдыха, дворовые тренажёры, футбольные поля и теннисные корты – это тоже улица, весёлая, полезная, дружелюбная. И для того, чтобы школьник мог уверенно гулять в местах активного отдыха, взрослым (родителям, педагогам-организаторам, старшим братьям и сёстрам) надо вместе с подростком изучить правила поведения в таких местах, главное из которых звучит так: — «Хочешь двигаться быстро – узнай, где это можно, и научись!»
Подросток, играющий в волейбол, футбол, баскетбол; умеющий кататься на велосипеде, лыжах, роликах, скейтборде, моноколесе, не попадёт в дурную компанию и не позволит себе (как и его единомышленники):
— забраться с ногами на скамейки;
— сломать, повредить зелёные насаждения, создающие парковый ансамбль;
— курить и бросать окурки в местах, где люди занимаются спортом, катаются на чём-либо, отдыхают, играют;
— закрыться капюшоном и наушниками телефона от пространства и идущих рядом.
Лунтик и его друзья — 42 серия. Невежи
Всегда ли вежливая вежливость?
Серия «Невежи» — хорошая возможность обратить внимание ребенка на важность интонации и мимики во время разговора. Ведь иногда в нашем обращении к кому-нибудь может не присутствовать ни одного вежливого слова, а человек почувствует, что к нему относятся учтиво, что его уважают. И наоборот: волшебные слова совсем «потеряют свою силу», если вы будете повторять их хоть каждую минуту, но, например, со злой интонацией, нахмурив при этом брови
И наоборот: волшебные слова совсем «потеряют свою силу», если вы будете повторять их хоть каждую минуту, но, например, со злой интонацией, нахмурив при этом брови.
Попробуйте говорить друг другу «Спасибо», «Извините» или другие слова радостно, грустно, капризно, брезгливо, с заботой в голосе, со злостью и т.п. Обязательно обсудите с ребенком ощущения: как бы он хотел, чтобы обращались к нему. Попробуйте вместе «найти» интонацию и выражение, которые лучше передадут радость при встрече, извинения, благодарность и т.д.
Последний мультфильм, который я предлагаю посмотреть в этот раз, называется «Тигренок в чайнике». С его помощью можно провести своеобразный тест усвоения «пройденного материала». Для этого нажмите на паузу сразу после слов «Уходи!» — грозно сказали все вместе. Тигренок сидел тихо-тихо, и выходить из чайника не собирался…» (ровно 4.00 по шкале времени). Попросите ребенка представить, что такая ситуация произошла и в вашей семье. Что бы он сказал тигренку, чтобы тот вышел из чайника?
Лучше всего, если вы смоделируете ситуацию. Вместо чайника можно взять кастрюлю, тигренка может заменить любая мягкая игрушка-зверушка. Главное – помните, что ни в коем случае нельзя критиковать ребенка, даже если на ваш взгляд он говорит «не то» и «не так»! Скажите ребенку спасибо за предложенный вариант, покажите свою версию, а затем вместе посмотрите окончание мультфильма.
Как правильно разговаривать по телефону
Дети часто проявляют любопытство, желая общаться по телефону. Задача взрослых – научить ребенка поддерживать краткий и вежливый диалог. Первое правило – звонить с 8 утра до 21 вечера. Беспокоить в другое время считается неприличным.
Диалог строится следующим образом:
- Приветствие. Если голос незнакомый, следует назвать себя и попросить позвать нужного человека. Неверно набран номер? Требуется принести извинения и закончить общение.
- Вопрос: удобно ли говорить?
- Общение.
- Прощание.
Если ребенок отвечает на звонок, и собеседник просит позвать кого-то из родителей, следует избегать бесцеремонных вопросов. Если же человек отсутствует, уточнить, кто позвонил и что следует передать, уместно. Собеседник перепутал номер? Следует вежливо объяснить: «Вы ошиблись». Этикет общения для детей различных лет отличается, ведь с возрастом диалоги по телефону становятся длиннее.
Обучение этикету: беседа с детьми
Обучать этикету детей, помимо игровых форм, можно и в виде целенаправленного общения. Существует огромное количество материалов и уроков, которые помогут как родителям, так и педагогам правильно выстроить беседу и с легкостью донести необходимую информацию детям.
Стоит помнить, что беседа должна быть:
- Не утомительной для детей, а значит не продолжительной
- Эмоционально окрашена, не монотонна — дети должны быть заинтересованны
- Двусторонней — дети должны принимать активное участие в беседе
- Яркой и запоминающейся — следует использовать различные наглядные примеры в виде картинок, аудиоматериалы, видеоматериалы
Тематическая беседа с детьми
Памятка нарушений
О том, как правильно вести себя на улице или в транспорте, знают многие. Но не всегда люди знают, как нужно действовать, приходя в музей, театр, кино. Для этого существуют общие правила поведения:
- Во время спектакля нельзя разговаривать по телефону или с соседями, стучать ногами, постукивать пальцами, шептаться или выкрикивать громкие фразы или слова.
- Не опирайтесь на спинку переднего сиденья руками или ногами. Не приходите на мероприятие с температурой, насморком. Вы не только будете мешать присутствующим, но и можете их заразить.
- В театре не рассматривайте зрителей через бинокль, не осматривайте их и во время антракта. Если мужчина пришел в театр с дамой, ее не следует оставлять одну. Позаботьтесь о ней, принесите ей из буфета напитки и сладости (по ее желанию).
- Если вам не по душе представление, тихонько (без обсуждений) останьтесь до его завершения. Не уходите из зала до конца спектакля, а лучше дождитесь антракта. Когда он окончен, подождите, пока не опустится занавес, затем следует не спеша уйти.
Более подробно о том, как правильно вести себя в театре, кино или другом общетвенном месте, расскажет следующее видео.
Правила приема гостей для детей
Ребёнок должен учиться принимать гостей. Сначала при помощи родителей, а затем сам. Ведь от того, как принимают гостей, зависит, придут ли они ещё.
Во-первых, любой человек, зашедший в дом, считается гостем и его нужно принять дружелюбно и любезно. Если он пришёл не на несколько минут, то нужно предложить ему снять верхнюю одежду и помочь повесить её на вешалку.
Во-вторых, нужно чтобы гость почувствовал себя комфортно и уютно в доме, куда пришёл. Для этого предложите ему присесть на самое удобное место
Если гостей несколько, то внимание должно быть распределено на всех гостей одинаково, чтобы никого не обидеть
Правила поведения за столом в школе
Конечно, школа – не детский сад. Ее основная функция, все-таки, образовательная, а воспитательная только вторично. В школе дети находятся только половину дня, но в школе дети, также питаются. Питание школьников организуется в помещении школьной столовой. Едят дети все вместе, да и время на еду отводится достаточно короткое – всего 15-20 минут. Поэтому соблюдение правил поведения за столом – обязательно.
Правила поведения в школьной столовой
- Не беги. В столовую и из нее идти нужно обычным шагом, чтобы не стать жертвой или причиной болезненной травмы;
- Перед едой вымой руки;
- Не спеши занять место, не расталкивай своих товарищей;
- Соблюдай очередность;
- По столовой ходи спокойно, смотри под ноги, чтоб не поскользнуться;
- Не размахивай руками, если держишь в них приборы;
- Во время еды не разговаривай, ешь с закрытым ртом;
- Правильно пользуйся столовыми приборами. Помни, что едят ложкой, а что вилкой и ножом;
- Пользуйся салфетками;
- Не роняй продукты на пол, а если уронил – подними;
- Не отзывайся плохо о блюдах – уважай труд поваров;
- После еды убери посуду за собой;
- Будь вежливым, поблагодари работников столовой.
Важно помнить, что культуру поведения за столом дети не берут из книжек или памяток, но перенимают от родителей
Вы хотите, чтобы ваш ребенок имел представление о правильном питании, его организации? Значит, обратите внимание, как организуется стол в вашей семье ? Застелите стол скатертью, не нужно ждать особых случаев. Используйте красивые приборы, будьте любезны друг с другом за столом
Почаще собирайтесь все вместе – это очень укрепляет семью, создается атмосфера доверия. Пусть эти мелочи станут нормой в вашем доме. Добавьте свои, особые семейные ритуалы, которые ваши уже взрослые дети гордостью принесут в свои будущие семьи, как фамильную ценность, удерживающую всех вас вместе.
Правила дошколятам!
Что в себя включают правила этикета для маленьких детей? Родителям нужно самим их хорошо знать и растолковать ребенку. А запомнить и выучить помогут картинки, которые можно нарисовать всем вместе, подписав веселыми стихами:
1. За столом сиди прямо, руки держи на столе, локти на стол не клади (“Не упирайся в стол локтями и спину прямо ты держи”).
2. Не кричи, не разговаривай и не пой во время еды, особенно с полным ртом.
3. Играть с едой и столовыми приборами нельзя!
4. Некрасиво с шумом дуть на еду или прихлебывать суп, ешь с закрытым ртом.
5. Хлеб бери только рукой (“Рукой также можно брать пирог и глазированный сырок”).
6. Жидкое блюдо ешь ложкой, а твердое – вилкой (“Ложкой ешь кисель и кашу, суп, пюре и простоквашу”).
7. Если пользуешься ножом, то вилка должна быть в левой руке, а нож – в правой.
8. Не играй с ножом, он нужен только для того, чтобы отрезать кусочки еды.
9. Из общего блюда бери тот кусок, который лежит ближе. Если блюдо находится далеко, попроси соседа помочь положить еду на твою тарелку (“За едою не тянись, а к соседу обратись”).
10. Вытирай лицо и руки после еды салфеткой.
11. Не забывай благодарить за обед! Ведь мама старалась приготовить все вкусно.
12. Не спеши выскакивать из-за стола и отвлекать всех от еды. Дождись, пока закончится обед.
Основные правила школьного этикета
Правила поведения в школе мы разобрали, давай теперь поговорим о правилах этикета и культуре поведения.
Эти нехитрые правила помогут тебе завоевать уважение одноклассников и даже учителей:
- старайся выглядеть опрятно: чистая школьная форма, аккуратно причесанные волосы, чистые лицо и руки;
- всегда здоровайся с учителями и одноклассниками;
- общение со сверстниками и учителями должно быть одинаково вежливым;
- неприличные слова и жесты в школе недопустимы;
- мусор выкидывай в урну, а не в парту или на пол;
- пропускай первыми в дверь взрослых людей и младших школьников, а мальчики – еще и девочек;
- помогай младшим школьникам.
Телефонный этикет для детей
Родителям стоит объяснить ребенку, что во время телефонного разговора следует пользоваться всеми правилами речевого этикета. Наравне с этими правилами к телефонному этикету можно отнести и следующие:
- Следует без всякой надобности ограничить телефонные звонки с 21.00 вечера до 08.00 утра, а в выходные дни с 21.00 вечера до 10.00 утра
- Телефонный разговор стоит начинать с приветствия, а по окончании разговора обязательно стоит попрощаться
- В местах, где правила этикета не позволяют разговаривать по телефону, следует отключать его
- Если вы сказали кому-либо, что перезвоните, то в обязательном порядке стоит это сделать
- Правила этикета запрещают отвечать на звонки чужого телефона
- При неправильно набранном номере следует извиниться
- Правила этикета не позволяют громко разговаривать по телефону в общественных местах
- Запрещается баловаться с помощью телефона
- Все сообщения должны быть грамотно написан
Дети должны учиться общаться по телефону
Для чего нужен столовый этикет
Понятно, что прежде чем учить детей правилам поведения за столом, необходимо знать самим и рассказать ребенку, в чем их смысл и необходимость. А вот в чем.
- Известно, что перед едой обязательно нужно мыть руки с мылом. Зачем? Это поможет защитить организм от попадания в него всяческих вредных бактерий.
- На столе должна быть скатерть или чистая клеенка и салфетки. Опять же – для чего? А для того, чтобы продукты и столовые приборы не соприкасались с поверхностью стола, на которой могут быть все те же вредоносные бактерии.
- Почему от детей требуют, чтобы они не вертелись за столом, не разговаривали и не баловались? Все просто: из-за этого он могут подавиться.
- Другое требование – не торопиться, сидеть ровно и старательно пережевывать еду также имеет большое значение. В таком состоянии съеденная пища переваривается быстрее и легче, что уберегает детский желудок от заболеваний.
- Для чего ребенок должен стелить салфетку на колени или на грудь? Чтобы не испачкать одежду случайно упавшими кусочками еды.
- Ну и вообще – хорошо и правильно ведя себя за столом, ребенок тем самым выглядит культурным, воспитанным, умным, его больше ценят и уважают.
Вот такая, стало быть, польза от соблюдения столового этикета. Правила здесь просты, понятны, но, вместе с тем, чрезвычайно важны
И всю эту простоту и важность необходимо разъяснить ребенку, а уж затем требовать от него соблюдения конкретных правил
Заключительные выводы
- Обучение ребенка правилам хорошего поведения — это процесс, который требует от родителей большого терпения. И начинать нужно как можно раньше, потому что благодаря этому они смогут добиться гораздо более быстрых результатов, а хорошие манеры надолго сохранятся у их детей.
- Хотя некоторые обычаи меняются, но правила хорошего поведения для детей никогда не выходят из моды. Научившись им с раннего возраста, дети будут так поступать и тогда, когда станут взрослыми людьми.
- Эти правила помогут им стать более успешными в дружбе, семейной жизни и карьере.
- Вся тяжелая работа и усилия, проделанная родителями в обучение своих детей хорошим манерам, принесут награду не только детям во взрослой жизни, но и родителям.