Методические основы организации предметно-развивающей среды в средней группе

Принципы организации предметно-развивающего пространства

Подбор средств, задействованных для всестороннего психофизического развития каждого ребёнка в группе, должен отвечать определённым принципам.

Насыщенность

Средства обучения и воспитания подбираются, во-первых, в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Например, если дошкольное учреждение использует программу ЗОЖ и практикует закаливание, то в игровой зоне для средней группы должны быть резиновые игрушки, мисочки для забав с водой, пупсы и маленькие полотенца, чтобы ребята могли имитировать процедуры обливания водой.

Во-вторых, материалы для предметно-развивающей среды должны быть по возрасту воспитанникам. Например, для средней группы занятия экспериментальной деятельностью новы, поэтому в распоряжении детей должен быть календарь природы, в котором малыши выбирают символы текущей погоды (солнце, тучки, дождь, снег и т.д.) и/или зарисовывают их, приклеивают на двусторонний скотч, вставляют подходящий символ в нужный кармашек.

Даже на небольшой площади можно разместить все необходимые материалы, организовав их в подходящие тары и места

Трансформируемость и полифункциональность

Иными словами, в зависимости от задачи образования на конкретном этапе и часто изменяющихся интересов детей, средства предметно-развивающей среды могут переставляться, заменяться. Так, например, куклы из игрового пространства могут использоваться в познавательном для того, чтобы продолжать обучать малышей одеваться и раздеваться самостоятельно. Кроме того, как уже отмечалось, в пространстве группы должны быть предметы, которые не имеют жёстко закреплённого назначения, бросовый материал, применимый в разных видах активности.

Вариативность

Это требование предполагает зонирование среды, то есть наличие места для игр (спокойных и активных), исследований, творчества. При этом уголки сгруппированы по уровню активности вида деятельности. Например, игровой, театральный на одной стороне, а экспериментальный, книжный — на другой.

Доступность

Всем детям, в том числе и малышам с ограниченными физическими возможностями в рамках программы инклюзивного образования, должен быть обеспечен одинаковый доступ ко всем материалам. Так, например, аквариум должен стоять на таком уровне, чтобы ребята 4–5 лет могли не только наблюдать за рыбками, но и давать им корм.

Очень удобно, когда под центры организуется мебель для детей

Безопасность

Элементы предметно-развивающего пространства должны быть безопасны в использовании (без острых или мелких деталей, отсутствие стеклянных игрушек и т.д.). Кроме того, материалы должны быть исправны.

Экспериментальная деятельность

Ребята создают в холодное время года настоящий мини-огород. Кроме комнатных растений, за которыми они ухаживают — поливают, пропалывают, пересаживают, моют, в живом уголке располагаются и разнообразные дидактические материалы, связанные с экологией.

Например, картинки «Растительный и животный мир», «Времена года», муляжи фруктов и овощей, коллекции природных материалов формируют у дошкольников представление об объектах живой природы. Среди основных элементов экологического уголка в средней группе необходимо отметить календарь погоды и природы. Он предполагает отметку о температуре воздуха, наличии ветра, атмосферных осадков в разные времена года.

Вместе с родителями и воспитателем ребята занимаются сбором гербария, камней, семян. Во время занятий в живом уголке они получают навыки работы с лупами, микроскопами, мерными стаканчиками, колбами, часами, лейками.

При проведении исследовательской деятельности, направленной на выращивание определенных растений в мини-огороде, ребята учатся оформлять специальные дневники наблюдений, анализировать полученные результаты, делать выводы по проведенной работе.

Условия, созданные для познавательной деятельности дошкольников в средней группе, в полной мере соответствуют требованиям новых образовательных стандартов. Воспитатель реализует индивидуальный подход к каждому ребенку, выстраивает для своих подопечных индивидуальные образовательные траектории развития. Малыши превращаются под руководством своего наставника в настоящих исследователей, умеющих понять и объяснить суть проведенных ими опытов и экспериментов.

Роль уголков в развитии детей

Начнем с того, что оформление уголков в детском саду имеет огромное значение, прежде всего для детей. Ребенок проводит здесь большую часть своего времени. А все фундаментальное в характере, поведении и привычках закладывается с самого раннего возраста. Именно поэтому дошкольное детство – важный период в жизни каждого ребенка. На этом этапе он приобретает опыт социальных отношений, познает общество, учится общаться с людьми, знакомиться с приемлемыми формами поведения и учится им следовать.

Для правильного и гармоничного развития ребенку важно общаться со сверстниками. Это одна из основных причин, по которой малышей отдают в детский сад

Также важную роль играют такие факторы, как занятость родителей, необходимость в адаптации и обучении и многое другое.

Атмосфера в детском саду должна быть такой, чтобы малыш хотел туда приходить. В особенности это касается младшей группы, ведь детки только начали привыкать к новой жизни и к новому коллективу, они впервые надолго стали разлучаться с мамой и папой. Все должно способствовать тому, чтобы процесс адаптации к детскому саду прошел безболезненно. Большое значение имеет и оформление детского сада.

Оформление группы в детском саду не должно быть ярким и кричащим. Пусть преобладает светлый фон. Изображать же на стенах избыточное количество мультяшных и сказочных героев не всегда оправдано, в особенности, если эти изображения больших размеров. Малыш не должен пугаться огромной черепахи из мультика, который он еще совсем не знает. Нужно, чтобы это было что-то познавательное. Например, тема времен года, ведь дети в младшей группе еще совсем маленькие и только начинают узнавать, что такое снег, дождик, листья на деревьях. Размеры изображений не должны превышать норму, ведь возрастные особенности детей еще не позволяют им настолько хорошо фокусировать свой взгляд, чтобы различать большие предметы.

Знания и умения, полученные ребенком в детском саду, это основа его успешного обучения в начальной школе. Здесь воспитатели ненавязчиво, часто в игровой форме, помогают ребенку познакомиться с некоторыми школьными знаниями: цифрами, буквами, посетить уроки природы и творчества. Занятия проводятся в виде марафонов, конкурсов, уроков, праздников. Нельзя не отметить также самостоятельное изучение ребенком доступной ему информации. В чем могут помочь, оформленные воспитателем уголки группы в детском саду.

Там, где дети спят, конечно, не должно быть никаких отвлекающих изображений, как, впрочем, и в столовой. А вот про развивающие зоны в детском саду следует поговорить более подробно.

Нравственно-патриотическое воспитание

Учитывая тот факт, что одним из направлений, указанных в ФГОС для ДОУ, является именно формирование бережного отношения дошкольников к своему народу, традициям, для реализации данной задачи в средней дошкольной группе используются специальные программы патриотической направленности. В отдельном месте в группе размещается символика страны: флаг, герб РФ, а также герб региона, в котором находится дошкольное образовательное учреждение. Здесь же находятся иллюстрационные материалы, благодаря которым ребята смогут познакомиться с разными уголками своей страны.

Особое внимание во время занятий, независимо от направления деятельности, воспитатель уделяет именно гражданско-патриотическому развитию своих воспитанников, формированию у дошкольников терпимого отношения к представителям других национальностей и религий

Характеристики предметно-развивающей среды, определяемые ФГОС

Предметный мир для ребенка – это не только игра, но и сфера реализации различных видов деятельности. Чтобы выполнять свои основные задачи, предметно-развивающая среда должна отвечать ряду характеристик.

Доступность

Крайне важен свободный доступ воспитанников, включая ребят с ограниченными возможностями здоровья и воспитанников-инвалидов к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности. Все материалы рекомендуется размещать на открытых полках, учитывая возраст и физические возможности детей в группе.   

Насыщенность

Окружающее пространство должно быть построено с учетом возрастных возможностей детей и соблюдения принципов образовательной программы. Для этого помещение группы оснащают различными средствами обучения и соответствующими материалами. Сюда входят игровые предметы, спортивный и оздоровительный инвентарь, расходное оборудование, методические материалы. Применение конкретных видов предметов зависит от специфики учебной программы.


В любом случае применяемое оборудование должно быть полезным для ребенка во всех сферах развития:

  • игра и познание;

  • исследовательская и экспериментаторская деятельность;

  • художественно-эстетическое;

  • физическая активность;

  • социально-коммуникативное;

  • самовыражение и самореализация.

Трансформируемость и многофункциональность

Серьезная характеристика предметно-развивающей среды – это трансформируемость предметов. Очень удобно, когда есть возможность видоизменять пространство в зависимости от количества детей, а также смены деятельности.


Многофункциональность предметов позволяет:

  • Разнообразно применять различные элементы и предметы в помещении — мебель, мягкие модули, складные перегородки, маты и т. д.

  • Активно использовать незакрепленные предметы, например, природные материалы, в экспериментировании и исследовании.

Безопасность

Конечно же, ФГОС выдвигает ряд серьезных требования к безопасности предметов для развивающей среды в детском саду. Оборудование должно быть изготовлено из экологически чистых гипоаллергенных материалов. Предметы должны быть рассчитаны на повышенную активность детей, отличаться надежностью и долговечностью. Все поверхности проходят тщательную проверку на отсутствие сколов, трещин, зазубрин, способных нанести ребенку механическую травму.

Вариативность

Помещение в группе желательно разделить на разные сегменты, каждый из которых предназначен для определенного вида деятельности. У воспитанников всегда должны быть варианты для выбора: поиграть, почитать, заняться конструированием или просто уединиться и отдохнуть. То же касается и материалов оборудования. Прекрасно, когда в распоряжении детей есть предметы различной формы, цвета, структуры. Кроме того, полезно периодически менять игрушки и элементы интерьера. Новые предметы отлично стимулируют игровую и познавательную деятельность ребятишек.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: