Семь Симеонов
Жил-был старик со старухой. Пришёл час: мужик помер. Осталось у него семь сыновей-близнецов, что по прозванию семь Симеонов.Вот они растут да растут, все один в одного и лицом и статью, и каждое утро выходят пахать землю все семеро.Случилось так, что тою стороной ехал царь; видит с дороги, что далеко в поле пашут землю, как на барщине — так много народу! — а ему ведомо, что в той стороне нет барской земли. Вот посылает царь своего конюшего узнать, что за люди такие пашут, какого роду и звания, барские или царские, дворовые ли какие, или наёмные?Приходит к ним конюший, спрашивает:— Что вы за люди такие есть, какого роду и звания?Отвечают ему:— А мы такие люди, мать родила нас семь Симеонов, а пашем мы землю отцову и дедину.Воротился конюший и рассказал царю всё, как слышал. Удивляется царь.— Такого чуда не слыхивал я! — говорит он и тут же посылает сказать семи Симеонам, что он ждёт их к себе в терем на услуги и посылки.Собрались все семеро и приходят в царские палаты, становятся в ряд.— Ну, — говорит царь, — отвечайте: к какому мастерству кто способен, какое ремесло знаете?Выходит старший.— Я, — говорит, — могу сковать железный столб сажон в двадцать вышиною.— А я, — говорит второй, — могу уставить его в землю.— А я, — говорит третий, — могу взлезть на него и осмотреть кругом далеко-далеко всё, что по белому свету творится.— А я, — говорит четвёртый, — могу срубить корабль, что ходит по морю, как по суху.— А я, — говорит пятый, — могу торговать разными товарами по чужим землям.— А я, — говорит шестой, — могу с кораблём, людьми и товарами нырнуть в море, плавать под водою и вынырнуть где надо.— А я — вор, — говорит седьмой, — могу добыть, что приглянется иль полюбится. — Такого ремесла я не терплю в своём царстве-государстве, — ответил сердито царь последнему Симеону, — и даю тебе три дни сроку выбираться из моей земли куда тебе любо; а всем другим шестерым Симеонам приказываю остаться здесь.Пригорюнился седьмой Симеон: не знает, как ему быть и что делать.А царю была по сердцу красавица царевна, что живёт за горами, за морями. Вот бояре, воеводы царские и вспомнили, что седьмой Симеон, мол, пригодится и, может быть, сумеет привезти чудную царевну, и стали они просить царя оставить Симеона. Подумал царь и позволил ему остаться.Вот на другой день царь собрал бояр своих и воевод и весь народ, приказывает семи Симеонам показать своё уменье.Старший Симеон, недолго мешкая, сковал железный столб в двадцать сажон вышиною. Царь приказывает своим людям уставить железный столб в землю, но как ни бился народ, не мог его уставить. Тогда приказал царь второму Симеону уставить железный столб в землю. Симеон второй, недолго думая, поднял и упёр столб в землю.Затем Симеон третий взлез на этот столб, сел на маковку и стал глядеть кругом далече, как и что творится по белу свету; и видит синие моря, на них, как пятна, мреют корабли, видит сёла, города, народа тьму, но не примечает той чудной царевны, что полюбилась царю. И стал пуще глядеть во все виды и вдруг заприметил: у окна в далёком тереме сидит красавица царевна, румяна, белолица и тонкокожа: видно, как мозги переливаются по косточкам. — Видишь? — кричит ему царь.— Вижу.— Слезай же поскорее вниз и доставай царевну, как там знаешь, чтоб была мне во что бы ни стало!Собрались все семеро Симеонов, срубили корабль, нагрузили его всяким товаром, и все вместе поплыли морем доставать царевну по-за сизыми горами, по-за синими морями. Едут, едут между небом и землёй, пристают к неведомому острову у пристани.
Страницы: 1
Не продам, а подарю
Так и рассказала прислужница своей царевне, а царевна снова подсылает свою молодку к Симеону — вору.
— Крепко, мол, зверь твой полюбился?
Пошел Симеон во терем царевнин и принес ей в дар кота своего сибирского; просит только за это пожить в ее тереме три дни и отведать царского хлеба соли, да еще прибавил:
— Научить тебя, прекрасная царевна, как играться и забавляться с неведомым зверем, с сибирским котом?
Царевна позволила, и Симеон остался ночевать в царском тереме.
Пошла весть по палатам, что у царевны завелся дивный неведомый зверь; собирались все: и царь, и царица, и царевичи, и царевны, и бояре, и воеводы, — все глядят, любуются не налюбуются на веселого зверя, ученого кота. Все желают достать и себе такого и просят царевну; но царевна не слушает никого, не дарит никому своего сибирского кота, гладит его по шерсти шелковой, забавляется с ним день и ночь, а Симеона приказывает поить и угощать вволю, чтоб ему было хорошо.
Благодарит Симеон за хлеб-соль, за угощенье и за ласки и на третий день просит царевну пожаловать к нему на корабль, поглядеть на устройство его и на разных зверей, что привез он с собою.
Ход НОД
Оргмомент
Трудно представить даже на миг
Как бы мы с вами жили без книг?
В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
— Назовите свою любимую сказку.
— Рассмотрите обложки к сказкам. («Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов «Цветик-семицветик»).
— Что у них общего? (число 7, это сказка)
— Чем различаются? (авторские и народные)
— На какие 2 группы можно разделить все сказки? (авторские и народные)
— Сегодня мы продолжим знакомство с русскими народными сказками.
— На какие три группы по содержанию делятся сказки? (На волшебные, бытовые, сказки о животных)
— Какие сказки относятся к бытовым? Волшебным?
— К какой группе вы отнесете сказку «Волк и семеро козлят»? — Почему?
— К какой группе вы отнесете сказку «Семь Симеонов»?
— Что мы должны сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (прочитать сказку)
Словарная работа
— Прежде, чем прочитаем сказку, давайте разберем слова и выражения, которые нам встретятся
— Как вы понимаете слова:
Воевода – в Древней Руси начальник войска
Ремесло – профессия, занятие
Берестяной рожок – дудочка из бересты
— Как вы понимаете выражения:
С глаз долой — выгнать
Не сводить глаз – любоваться, пристально смотреть
Ломать голову – думать над чем — то
Повесить голову – расстроиться, огорчиться, унывать
— Подберите синонимы
Доброта – добродушие, сердечность, гуманность, человечность
Преданность – верность, покорность, повиновение, любовь
Прогнозирование содержания
Как чудесно, что опять сказка начинается
А вам хочется узнать, что в ней ожидается?
-Давайте попробуем по ключевым словам предположить содержание сказки (первой части сказки)
Братья работники царь дальний путь корабль Елена Прекрасная
-Сегодня мы познакомимся с первой частью сказки. Давайте ее прочитаем и определим, верно ли предположили ее содержание
— Послушаем первую часть сказки. После чтения, постарайтесь определить: к какому виду относится сказка (волшебная, бытовая или о животных)
чтение сказки
Физминутка
Братья в сказке были обучены разному ремеслу. А знаете ли вы профессии?
Игра «Мы не скажем, а покажем» (профессии братьев)
Водитель, космонавт, художник, повар, дворник
Проверка восприятия прочитанного.
— Какое настроение вызвала сказка?
— Когда было особенно интересно?
— Назовите главных героев сказки. — Какому ремеслу был обучен каждый из них?
— Почему царь решил прогнать младшего брата?
— Почему не прогнал? — Почему воевода затаил обиду на младшего из братьев?
— Как свое умение показали два старших брата?
— Какое задание получили братья от царя?
— Для чего царь отправил воеводу с ними?
— Хотел воевода ехать с братьями?
— Найдите в сказке пословицу, которую можно отнести к поведению воеводы
— К какому виду сказок она относится (волшебная? Докажите.
— На чем отправились братья в дальний путь? (на корабле)
— А теперь постарайтесь сами придумать вопросы по содержанию сказки (Одни составляют вопросы – другие отвечают)
Кто? (отправил братьев)
Где? (царь увидел Симеонов)
Когда? (воевода затаил обиду на братьев)
Кого? (отправили с братьями за Еленой прекрасной)
Что? (построил Семен — мореход)
Как.? (царь узнал о мастерстве братьев)
Почему? (воевода затаил обиду)
Итог
— Назовите произведение, с которым мы познакомились.
— Какое задание для вас было трудным? Интересным?
Царевна, на корабль
Царевна спросилась у батюшки-царя и вечерком с прислужницами и няньками пошла смотреть корабль Симеона и зверей его, виданных и невиданных, ведомых и неведомых.
Приходит, у берега поджидает ее Симеон меньшой и просит царевну не прогневаться и оставить на земле нянек и прислужниц, а самое пожаловать на корабль:
— Там много зверей разных и красивых; какой тебе полюбится, тот и твой! А всех одарить, кому что полюбится, — и нянек, и прислужниц — не можем. Царевна согласна и приказывает нянькам да прислужницам подождать ее на берегу, а сама идет за Симеоном на корабль глядеть дива дивные, зверей чудных.
Как взошла — корабль и отплыл, и пошел гулять по синему морю.
Царь ждет не дождется царевны. Приходят няньки и прислужницы, плачутся, рассказывая свое горе. И распалился гневом царь, приказывает сейчас же устроить погоню.
Снарядили корабль, и погнался царский корабль за царевной. Чуть м реет далече — плывет корабль Симеонов и не ведает, что за ним царская погоня летит — не плывет! Вот уж близко!
Как увидали семь Симеонов, что погоня уж близко — вот-вот догонит! — нырнули и с царевной и с кораблем. Долго плыли под водой и поднялись наверх тогда, как близко стало до родной земли. А царская погоня плавала три дня, три ночи; ничего не нашла, с тем и возвратилась.
Поэтика и своеобразие языка сказки Пушкина
Пушкин с большим интересом изучал народное творчество, пытаясь познать стремления, идеалы и интересы народа. Он обращался к народной поэтической стихии, хранившей веками нравственные устои и традиционные представления о правде, добре и справедливости, народное понимание тайн законов бытия. Сочинение сказок в народном духе в творчестве Пушкина занимало особое место. За кажущейся простотой сюжетов сказок Пушкина в них скрыт глубокий смысл. Сказка, как мир вымысла и чудес, давала простор для разговора с читателем, возможность изложить нравственный кодекс, которому следовал сам поэт.
Пушкина восхищал народный язык своей напевностью и выразительностью, он стремился его сохранить, придавая ему своей литературной обработкой новые грани. Значительную роль в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»играет речевая организация. Автор, словно перевоплотившись в народного сказителя, повествует о событиях прошлого, прибегая иногда к описаниям внешности персонажей, деталей обстановки или рассуждениям. Литературный язык сказки близок к народному говору, включает элементы разговорного стиля и фольклорного сказа, различные архаизмы и историзмы, передающие дух старинного времени: «черница», «очи», «пожаловать», «кручиниться» и пр. Использованы характерные для народных сказок речевые обороты: «царь-отец», «путь-дорога», «ждет-пождет», «мед-пиво пил» и др.
Непринужденная повествовательная манера дополняется монологами и диалогами героев. Речь персонажей отлична от привычной сказочной, она является одним из средств обрисовки характера, раскрывает внутренний мир героев, объясняет их поступки. Например, обращаясь к зеркалу,царица его называет то «свет мой», то «мерзкое стекло». Эти обращения говорят о вздорности и нетерпимости мачехи, нежелании слышать правду.
Пушкинские сказки стали наследницами народных сказок. Поэт, сохраняя фольклорную самобытность, придал прозаическому жанру сказки стихотворную форму. Он создал новый поэтический язык, используя в литературном языке слова из народной речи. Пушкин опоэтизировал обыденные вещи, которые ранее не принято было воспевать в поэзии, далекие от дворянской сферы народную культуру и быт. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» стала не только шедевром искусного словесного мастерства Пушкина, она глубока и поучительна по своей сути.
Словарь
Фабула – основа сюжета, история.
Кодекс – закон, норма.
Архаизм – слово, которое вышло из употребления, в современном языке у него есть синоним (Например, «очи» — «глаза»).
Историзм – устаревшие слова, обозначающие предметы или явления прошлого, не существующие в настоящем. (Например, «черница»).
Черница – так звали в народе монашек из-за черного одеяния.
Кручиниться – печалиться, горевать
КАЩЕЙ
А теперь, о хозяине сундука, о Кощее. Из русских народных сказок нам известно, что он тёмная злая личность, агрессивная и очень скупая. Кощей как никто боится смерти, недаром он старается спрятать свою смерть таким образом, чтобы до неё никто не добрался. Его смерть покоится на кончике иглы, а игла, как мы показали выше, является символом вселенского зла. Следовательно, зло и Кощей составляют единое целое. Другими словами, Кощей – одно из проявлений Великого Чернобога, бога разрушения и хаоса, повелителя всех тёмных сил вселенной.
И всё-таки Кощей не совсем Чернобог; несмотря на свою бессмертность, он смертен, тогда как повелитель тьмы вечен. Скорее всего, Кощей – одна из проекций Чернобога в определённой точке пространства. Из множества Кощеев, очевидно, и складывается единый потенциал Хаоса, но это вовсе не значит, что Кощей слаб. Хозяин сундука очень силён и обладает реальным бессмертием. У него достаточно энергии для разрушения планеты, только контроль со стороны светлых сил не позволяет Кощею сделать это. Но зато проекция Чернобога умеет хорошо работать с людьми, которые своими руками делают то, что не под силу ему самому. В сказке Кощей крадёт Василису Премудрую. Женщина у русского народа являлась символом глубокой мудрости, сострадания и высокой небесной любви. В мифе прямо названо имя женщины: власть, наполненная Мудростью. Ведь Василиса – то же что и Базилевс-Василий. Следовательно, в незапамятные времена Тьме удалось лишить жителей Земли мудрой власти, исполненной любви к природе и человеку. Безусловно, сказка о Кощее Бессмертном имеет информацию и о закате Золотого века.
КАК ПОБЕДИТЬ КАЩЕЯ
А теперь давайте посмотрим, какой человек способен добыть смерть Кощея : найти край Земли, взойти на гору, и с помощью своих друзей из природы сбросить с дуба хрустальный сундук. Прежде всего, он представитель русского народа из сословия воинов, на что указывает его царское происхождение, и, конечно же, он не христианского воспитания. Его поведение типично ведическое: герой русской сказки свободно общается с природой, она ему не чужая, как, например, христианину или иудею; она часть его самого. Встретив на своём пути медведя, царевич не стремится непременно добыть зверя, для человека важнее общение с ним. Воин щадит и волка, спасает от хищного ворона птенцов сокола, оставляет в живых даже щуку. Как хорошо видно из сказки, царский сын часто сохраняет жизнь «братьям меньшим» в ущерб себе. Это человек высокой духовности. Он не пытается своё личное поставить выше проблем окружающих. Их проблемы человек принимает как свои, и те, кому он помог, его друзья из природы, платят ему тем же.
Фактически, в сказке о Кощее Бессмертном показан характер человека Золотого века, неравнодушного и неэгоистичного, не оторванного от природы и Космоса.
Русская народная сказка «Семь Симеонов — семь работников»
Жили-были семь братьев. Увидал их царь и спрашивает, кто такие.
— Мы — семь братьев, семь Симеонов — семь работничков, каждый своему ремеслу обучен: первый Симеон может железный столб до неба построить, второй Симеон — на тот столб полезть, во все стороны посмотреть, третий Симеон — мореход, четвёртый Симеон — стрелец, пятый Симеон — звездочёт, шестой Симеон — хлебороб, а седьмой Симеон — пляшет-поёт, на дуде играет.
— Работнички нам надобны, — царь говорит, — покажите своё мастерство!
Симеон-младшенький заиграл на рожке, все заплясали. Взял старший Симеон молот, сковал столб до неба. А второй на столб полез и говорит, что видит на море-океане, на острове Буяне в золотом дворце Елену Прекрасную.
Захотел царь её себе в жёны добыть и послал за царевной семь братьев. Взял Симеон-мореход острый топор и сделал корабль. А царь велит воеводе с братьями ехать, за ними надсматривать.
Сели на корабль — до чужого царства доехали. Пришли к царевне, стали за царя сватать. А воевода ей шепчет:
— Не ходи, Елена Прекрасная, царь стар, не удал!
Разгневалась Елена Прекрасная, сватов с глаз прогнала. А Симеон-младшенький ко дворцу пошёл, увидел Елену Прекрасную у окна.
— Хорошо, — говорит он, — у вас на море-океане, на острове Буяне, а на Руси- матушке в сто крат лучше!
Заиграл тут Симеон-младшенький в свой рожок. Симеон играет, а Елена Прекрасная за ним вослед идёт, Симеон на корабль — и она на корабль. Тут братья быстренько в сине море поплыли. Елена Прекрасная огляделась, далеко остров Буян. Грянулась она о пол, полетела в небо голубой звездой. Выбежал тут Си- меон-звездочёт, посчитал на небе звёзды ясные, нашёл звезду новую. Выбежал тут Симеон-стрелец, пустил в звезду золотую стрелу. Скатилась звезда на пол, снова стала царевной: никуда ей от них не спрятаться.
Вот они плывут, а Симеон-младшенький от царевны ни на шаг не отходит. А воевода злое дело затевает. Созвал братьев и подал им чарку сладкого вина. Выпили братья вина и крепко заснули,
Вот доехали они до родной стороны. А злой воевода вперёд к царю побежал.
— Царь-батюшка, Симеон-младшенький тебя убить хочет, а царевну себе забрать.
Царь велел царевну в терем проводить, а Симеона в тюрьму посадить. Утром повели его на лютую казнь. Царевна плачет. Злой воевода ухмыляется.
Попросил Симеон у царя дозволения в последний раз на рожке сыграть. Услыхали его братья, проснулись, поняли, что беда с их братцем стряслась. Побежали они к царскому двору, чтобы отпустил на волю их младшенького и отдал ему Елену Прекрасную. Испугался царь и отдал им братца Симеона-младшенького и царевну в придачу.
Ну, и был тут пир на весь мир.
Семь Симеонов
Это русская народная сказка, в которой герои справляются со сложными заданиями без помощи волшебства. Все их достижения получены только благодаря труду, ловкости и взаимопомощи.
Краткое содержание для читательского дневника
- Семь братьев-близнецов стали сиротами.
- Царь решил приютить их, позвал к себе и спросил: «Кто в чём преуспел?».
- Каждый брат честно сказал, что умеет делать, а младший не побоялся признаться, что он вор.
- Правитель хотел прогнать «нечестного» Симеона, но потом решил дать всем семерым молодцам сложнейшее задание: выкрасть прекрасную заморскую царевну и привезти её во дворец.
- Симеоны справились с заданием, и больше всех помог братец-вор.
- Довольный царь женился на красавице-царевне и наградил храбрых молодцев.
Главные герои
- Трудолюбивые, смелые, честные и сильные братья. Они дружны, умеют действовать слажено, всегда стараются выполнить свою работу хорошо.
- Царь держит своё слово. Он справедлив и честен, умеет ценить добро.
Главная мысль
Если действовать сообща, можно справиться даже с самым сложным делом. Взаимопомощь поможет преодолеть любые трудности!
Чему учит
Добрая сказка учит нас быть честными и сознаваться даже в постыдных делах. Чтобы добиться успеха, нужно уметь дружить и трудиться. Пример героев показывает, что можно выполнить самое сложное и ответственное поручение, если приложить совместные усилия.
Отзыв
Мне понравились братцы-Симеоны. Каждый из них может быть хорошим другом и помощником. Вместе они способны свернуть горы, и волшебная помощь им совсем не требуется! Они ответственные, не складывают руки, а уверенно идут к своей цели!
Читательский дневник по русской народной сказке «Семь Симеонов»
Название: «Семь Симеонов».
Число страниц: 11.
Жанр произведения: волшебная сказка.
Главные герои: семь братьев, Царь, Царевна.
Характеристика главных героев:
Братья Симеоны — храбрые и трудолюбивые парни.
Владели разным мастерством и угодили царю.
Царь — справедливый правитель.
Хотел жениться на прекрасной царевне и братцы ему помогли.
Царевна — любила зверей и поддалась на хитрость.
Краткое содержание сказки «Семь Симеонов»
Жили были семь братьев, семь мастеров на все руки.
Взял царь их к себе и попросил добыть ему невесту.
Симеоны высмотрели, где невеста живёт, построили корабль и отплыли из города.
В другом городе младший брат взял кота, и пошёл фокусы показывать.
Царевна заинтересовалась животным, а Симеон заманил её на корабль.
Братья украли царевну, но за ними погнались на другом корабле.
А братья нырнули вместе с кораблём и спрятались под водой.
Они благополучно доставили пленницу царю, и тот женился.
Основная мысль сказки «Семь Симеонов»
Главная мысль сказки в том, что нужно быть дружными и едиными, и тогда всех ждёт успех.
Основная идея сказки в том, что любое мастерство почётно.
Чему учит сказка
Сказка учит нас быть добрыми, дружными, действовать сообща ради достижения цели.
Также произведение учит нас быть ловкими и хитрыми.
Краткий отзыв о сказке «Семь Симеонов» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что в жизни может пригодиться любое умение.
Даже мастерство вора может оказаться полезным.
Ведь именно вор украл царевну, а его братья помогли доставить её царю.
Это интересная и волшебная сказка.
В ней говорится о том, как семь братьев выполнили приказ царя и привезли к нему невесту.
Мне понравились мастеровые братья, кроме последнего.
Потому что воров я всё-таки не уважаю.
Я всем советую прочитать эту сказку и помнить о том, что общение с незнакомцами может обернуться бедой.
Пословицы к сказке
- Дружба и братство — большое богатство.
- Талант рождает заботы.
- Сколько голов, столько умов.
- Красна птица перьем, а человек — уменьем.
- Умение и храбрость приносят радость.
Словарь неизвестных слов
- Барщина — принудительный труд крестьян.
- Неведомых — неизвестных.
- Маковка — верхушка столба.
- Овин — строение для сушки сена.
- Клячонка — старая лошадь.
Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:
- Сборник «Русские народные сказки» Афанасьева
- «Финист-ясный сокол»
- «Марья Моревна»
- «Бой на Калиновом мосту»
- «Баба-Яга»
- «Царевна-Несмеяна»
- «Волшебное кольцо»
- «Медное, серебряное и золотое царства»
- «Никита-Кожемяка»
- «Крошечка-Хаврошечка»
- «Летучий корабль»
- «Каша из топора»
- «Сивка-Бурка»
Библиотека русских народных сказок пополняется.
Вольно жить
Приезжают семь Симеонов с прекрасной царевной домой, глядь — на берегу высыпало народу, что гороху, премногое множество! Сам царь поджидает у пристани и встречает гостей заморских, семерых Симеонов с прекрасной царевной, с радостью великою. Как сошли они на берег, народ стал кричать и шуметь, а царь поцеловал царевну во уста сахарные, повел во палаты белокаменные, посадил за столы дубовые, скатерти браные, угостил всякими напитками медовыми и наедками сахарными и вскорости отпраздновал свадьбу с душою-царевной — и было веселье и большой пир, что на весь крещеный мир! А семи Симеонам дал волю по всему царству-государству жить да поживать привольно, торговать беспошлинно, владеть землей жалованной безобидно; всякими ласками обласкал и домой отпустил с казной на разживу.
Была и у меня клячонка — восковые плечонки, плеточка гороховая. Вижу: горит у мужика овин, клячонку я поставил, пошел овин заливать. Покуда овин заливал, клячонка растаяла, плеточку вороны расклевали. Торговал кирпичом, остался ни при чем, был у меня шлык, под воротню шмыг, да колешко сшиб, и теперь больно. Тем и сказке конец!