Упражнение 10. «Тайна пропавшего предложения»
Для того, чтобы разгадать тайну нам потребуются карточки с предложениями (смотрите на рисунок). Всего карточек 6. На каждой по одному предложению. Шрифт крупный легко читаемый.
Приготовим тетрадь и ручку. Начинаем упражнение:
- Покажите ребенку первую карточку.
- Школьник читает предложение и старается запомнить.
- Через 6 — 8 секунд уберите карточку.
- Ребенок по памяти записывает предложение в тетрадь.
- Покажите ребенку вторую карточку и т.д. до шестого предложения.
В чем здесь смысл?
Как я уже говорила, на самом деле это не игра, а зрительные диктанты, разработанные профессором И.Т. Федоренко. Всего таких диктантов 18 штук. В каждом по шесть предложений.
В нашем примере я использовала самый первый диктант. В чем же их особенность? Посчитайте, пожалуйста,буквы в первом предложении диктанта. Их 8.
Во втором – 9,
в третьем – 10,
в четвертом и пятом по 11,
в шестом уже 12.
То есть количество букв в предложениях постепенно увеличивается и в конце концов достигает отметки 46 штук в последнем предложении 18 диктанта.
Для выполнения этого упражнения удобно использовать программу «Microsoft Power Point». Ту, в которой обычно презентации делают.
Играя в «Тайну пропавшего предложения» вы развиваете оперативную память. Когда такая память развита плохо, ребенок, прочитав шестое слово в предложении, не сможет вспомнить первое. Занимайтесь зрительными диктантами каждый день и таких проблем не будет.
Что означает готовность к школе?
В психологии принято выделять 4 уровня подготовки малыша к первому классу.
Наименование уровня готовности
Краткая характеристика
Физическая
Подразумевается общее состояние здоровья, рост и вес малыша (к 7 годам эти показатели составляют 116-130 см и 21-27 кг для мальчика, 116-125 см и 20-25 кг для девочки).
Интеллектуальная
У ребенка должен быть определенный словарный запас, сформированные умения и навыки.
Личностная
Будущий школьник должен понимать, что в его жизни открывается новая страница, что он приступает к постижению нового вида деятельности
Важно, чтобы ребенок осознавал специфику своего поведения, умел общаться со сверстниками и учителями.
Эмоционально-волевая
Малыш должен уметь ставить цель и прикладывать усилия к ее достижению.. Если же родители не приложат должных усилий в подготовке к поступлению в школу, то ребенок столкнется с серьезными трудностями, что может стать причиной его нежелания учиться
Если же родители не приложат должных усилий в подготовке к поступлению в школу, то ребенок столкнется с серьезными трудностями, что может стать причиной его нежелания учиться.
Критерии подготовленности ребенка к школе
В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:
нормальное физическое развитие и координация движений — достаточно развитая мускулатура, точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой;
желание учиться — наличие мотивов учения, отношение к нему как к очень важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным занятиям;
управление своим поведением — произвольность внешнего двигательного поведения, обеспечивающую возможность выдерживать школьный режим, организовывать себя на уроке;
владение приемами умственной деятельности — предполагает определенный уровень развития познавательных процессов ребенка. Это дифференциация восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления, выделять в них те или иные свойства и стороны, владение логическими операциями, способами осмысленного запоминания материала;
проявление самостоятельности — стремление искать способы решения и объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные пути, давать различные варианты решений, обходиться в практической деятельности без посторонней помощи;
отношение к товарищам и взрослым — умение работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми;
отношение к труду — предполагает сформированность у детей желания и привычки трудиться для себя и других, осознания ответственности и важности выполняемого поручения;
умение ориентироваться в пространстве и тетради — связан с ориентировкой в пространстве и времени, знанием единиц измерения, наличием чувственного опыта, глазомера.. Дети в возрасте 6-7 лет отличаются достаточно высоким уровнем развития
В это время формируется определённый объём знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребёнка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать
Дети в возрасте 6-7 лет отличаются достаточно высоким уровнем развития. В это время формируется определённый объём знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребёнка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать.
Как психологически подготовить ребенка к школе?
Немаловажным фактором является психологическая подготовка ребенка. Больше всего дети пугаются в школе большого количества людей. Как правило, тяжелее всего приспосабливаются крохи, проходящие домашнее обучение и не ходящие в детский сад.
Объясните заранее малышу, как надо общаться со сверстниками. Постарайтесь чаще бывать на детских площадках, где сын или дочь будут заводить знакомства. Именно общение с новыми людьми первое время может стать самым интересным во всей школьной деятельности.
Если ребенок плохо сходится с окружающими, не идет на контакт, то постарайтесь помочь ему в этом. До школы определите на дополнительные занятия. Например, рисование или вокал, где кроха сможет завести друзей и понять, что не стоит бояться окружающих.
Упражнение 6. «Бешеная книга»
Поведайте ребенку, что иногда некоторые невоспитанные книжки ведут себя довольно странно. Они вдруг берут и переворачиваются вверх ногами.
Ребенок читает вслух. Через какое-то время вы хлопаете в ладоши. Задача ребенка перевернуть книгу вверх ногами и продолжить чтение с того места, где он остановился. По началу можно делать отметочки карандашиком, чтобы сильно в тексте не теряться. И так несколько раз. Два, три полных оборота книги.
Что это даст? Разовьется координация глаз, умение ориентироваться в тексте. Сформируется эталон букв. И улучшится переработка информации мозгом.
С чего начинать обучение грамоте?
Л.С. Сильченкова считает, что начинать изучение грамоты необходимо в тот период развития, когда начинают созревать психические функции. Процесс обучения будет эффективен только в том случае, если будут учитываться особенности ребенка, связанные с его возрастом, а также его индивидуальные возможности, которые определяются речью, восприятием, мышлением и памятью
Необходимо уделить достаточно времени, чтобы формировать речевой слух ребенка. Также нужно вырабатывать способность ребенка запоминать буквенные начертания.
Человеческий мозг, согласно Н.Г. Алтуховой, содержит такие клетки, которые выполняют функцию запоминания начертания буквы, не прилагая при этом каких-либо усилий. Эти же клетки позволяют использовать те буквы, которые человек уже запомнил.
Процесс становления современной методики обучения школьников грамоте имеет богатую историю.
К.Д. Ушинский предложил так называемый звуковой метод изучения грамоты. Он обладал определенными преимуществами и недостатками. Много внимания уделялось тому, чтобы знакомить школьников со звуковыми речевыми аспектами, а также тому, чтобы развивать звуковой анализ.
Согласно П.С. Жедек, существует более совершенная методика преподавания грамоты. Согласно его подходу необходимо делить слова на отдельные слоги. А каждый слог можно также разделить на отдельные звуки.
При этом звуки, которые выделяются, нужно обозначать с помощью печатной буквы. И после этого нужно читать написанное слово. Но и этот подход не раскрывает механизм процесса чтения, того момента, когда отдельные звуки сливаются в слоги.
Еще одна методика была разработана В.А. Кирюшкиной и другими исследователями. Они основали свой подход на анализе звучания речи. В этой системе новой является иная последовательность того, в каком порядке изучаются буквы и звуки. Буквы и звуки изучаются в том порядке, который основан на частотности использования их в родном языке. Сначала изучаются наиболее часто встречающиеся звуки и буквы, и затем в порядке убывания.
А.А. Назаренко также предлагает интересный подход, который заслуживает отдельного внимания с нашей стороны.
Школьников нужно обучать методам умственных действий: дети анализируют звуки, занимаются позиционным чтением, опираясь на весь алфавит. При этом нужно следовать соблюдению строгих этапов развития методов чтения.
Важным в этой методики является то, что во время обучения ученики начинают владеть сначала количественным, а затем уже качественным звуковым анализом слов.
Проанализировав программу, мы поняли, что главное внимание в ней должно быть уделено звуковому строю слова, развитию способности проводить звуковой анализ, в последующем обучать детей грамоте в школе
Мелкая моторика
Развитие мелкой моторики подготовит будущего первоклассника к освоению навыка письма. Ребёнок должен уметь правильно держать карандаш, кисточку, уметь вести ровную, волнистую, ломаную линии, рисовать карандашами и красками, штриховать, обводить по контуру, закрашивать, не выходя за границы, дорисовать часть симметричного рисунка и перерисовывать фигуры образца.
Обязательно нужно научить малыша пользоваться ножницами: резать полоски и аккуратно вырезать по контуру несложные геометрические фигуры. Задания для детей 5 лет немного отличаются от заданий для семилетки, но в любом возрасте не стоит забывать об аппликации, лепке пластилином, собирании паззлов, мозаик, конструкторов. А также создавайте вместе с ребёнком поделки из различных круп, камешков, палочек, песка.
Но самое главное, даже если ваш малыш не знает что-то, это не причина для огорчения, ругани и наказания. Всегда найдите повод, за который можно похвалить ребёнка: “У тебя вышло не очень хорошо, но сегодня ты старался больше, чем вчера!”, “Нестрашно, что ты этого не знал, ты ещё учишься. Но ты очень хорошо ответил первый вопрос!”.
Помогите своему первокласснику обрести уверенность в себе, и тогда у него точно всё получится!
Подготовиться к поступлению в школу вам поможет наша статья «Психологическая готовность ребенка к школе».
Ольга Шадрина,практикующий педагог-дефектолог, автор упражнений и обучающих материалов IQsha.ru
Развитие и обучение детей от 2 до 11 лет в игровой форме
Начните заниматься прямо сейчас
Начать заниматься
Что нужно знать и уметь будущему первокласснику?
К 6–7 годам ребёнок уже должен:
- Помнить свои имя и фамилию, день рождения, возраст, знать, как зовут маму и папу, их профессии, адрес и владеть другой базовой информацией. Также требуется знать наизусть несколько стихотворений, уметь запоминать картинки и угадывать их.
- Считать минимум до десяти, решать простые задачки и загадки, распознавать геометрические фигуры.
- Выделять общие признаки у предметов и их отличия, уметь работать с ножницами и линейкой, рисовать чёткие линии и раскрашивать не выходя за контур.
- Уметь отличать буквы от звуков, гласные от согласных, находить их в разных частях слова, подбирать слова на любую букву и делить их на слоги.
- Читать короткие предложения и понимать их смысл, запоминать и пересказывать небольшие истории, а также самостоятельно составлять рассказы по картинкам и высказывать мнение по заданной теме.
- Владеть связной, фонетически и грамматически правильной речью, подбирать и произносить слова, выделять звуки, грамотно строить предложения, чётко и ясно излагать свою мысль.
Форма
Школьная форма, конечно же, является лицом будущего первоклассника. Выбирая эту важную часть гардероба, необходимо руководствоваться школьным уставом и конкретными требованиями по поводу одежды учащихся.
Существуют и коллективные формы закупок школьной формы. В таких школах все ученики одеваются одинаково, имеется определенная школьная символика. Но все же чаще в каждом учебном учреждении принят деловой стиль одежды. Мальчики могут ходить в школу в классическом темном костюме, включающем в себя брюки и пиджак с белой рубашкой. Также в запасе могут быть рубашки серых и светлых оттенков других цветов, но, ни в коем случае, ни ярких.
Девочки одеваются в костюмы из юбки или брюк и пиджака темных оттенков, дополняя их белыми или светлыми блузами и белыми колготами. Яркие цвета блуз и колгот также не приемлемы. Зимой и осенью приобретают утепленные брючки, а рубашки и блузы меняют на водолазки, но белого цвета или светлых оттенков.
Не менее важна в школьной жизни спортивная форма. В холодное время года дети носят спортивные тренировочные брюки, спортивную кофты и футболку. Для занятий физкультурой в теплую погоду можно использовать шорты и майку.
Спортивная форма должна храниться в специальной сумке или пакете и включать в себя удобную спортивную обувь. Это могут быть кроссовки или кеды, желательно имеющие светлую подошву, которая бы не пачкала пол в спортивном зале.
Как подготовить ребенка к школе самостоятельно?
Если у родителей есть желание, возможности, время и терпение, то они без труда смогут подготовить свое чадо к школе самостоятельно. Безусловно, минусом будет являться отсутствие педагогического образования.
Каким бы умным человек не был, но не всем дано обучать детей. Если вы понимаете, что не сможете дать элементарные знания своему ребенку, то лучше довериться профессионалу. Если же чувствуете за собой силу и желание, то попробуйте приступить к домашней подготовке самостоятельно.
С чего начать подготовку?
Начинать необходимо с раннего возраста. Для всех он является индивидуальным. Как только вы поняли, что малыш может и умеет разговаривать, выражать свои мысли, излагать желания, то можете приступать к подготовке. Для девочек, как правило, это возраст 2-3 лет, для мальчиков – 3-4 лет.
Подготовку начинайте с элементарных вещей: рисование, лепка, поделки. Кажется вам, что они не имеют отношение к школе. На самом деле, такая игровая форма помогает ребенка научить усидчивости и развить определенные полушария головного мозга. Например, благодаря лепке ребенок развивает мелкую моторику рук и учиться разговаривать.
Программа
Не стоит придумывать занятия ежедневно. Напишите программу на ближайшие полгода-год. В ней поставьте выполнимые и реальные цели. Например, для 3х летнего ребенка научиться отличать цвета, выучить геометрические фигуры. Хорошо, если параллельно малыш сможет запомнить определенные буквы, это будет являться уже преимуществом.
Ставьте цели, которые подходят по возрасту и особенностям вашего ребенка. Некоторые дети изначально более усидчивые и спокойные. Им намного легче дастся образовательный процесс. Другие же, напротив, более энергичные. Для них большим прогрессом будет научиться сидеть не подскакивая на стуле через 15 минут.
Материалы
Чтобы проводить полноценный образовательный процесс с малышом, необходимо снабдить его большим количеством материалов. Это должны быть цветные карандаши, фломастеры, краски, пластилин, цветная бумага и ножницы.
Чем больше материала для творчества вы сможете предоставить, тем больший спектр занятий с ними можно в дальнейшем придумать.
Бесплатная подготовка
Абсолютно каждый родитель мечтает отдать кроху на бесплатную подготовку. К сожалению, подобных специализированных курсов и школ вам просто не найти.
Однако не стоит забывать и про иные возможности для детей:
-
Воспитатель в детском саду в старших группах проводит общеобразовательные занятия, на которых дети изучают цвета, цифры, буквы, геометрические фигуры.
За подобные занятия родители не платят. Это входит в оплату обучения за детский сад. Но такую форму обучения нельзя сказать единственно верной, поскольку дети находятся в игровой обстановке и могут просто не среагировать на необходимость перестроиться и слушать воспитателя. Соответственно, в группах можно заметить, что одни дети поняли, что за букву изучали сегодня, а другие просто отвлеклись и даже не услышали. -
Самостоятельные занятия с родителями – вне зависимости от того, какой тип занятий взрослые выберут, необходимо закреплять полученные знания.
Вовсе не обязательно брать ребенка напором. Родители могут проявить смекалку и попросить малыша поиграть в школу, рассказать, что удалось выучить на дополнительных занятиях. Ребенок, почувствовав свое превосходство, с удовольствием втянется в задуманную вами игру.
Готовим фундамент для математических знаний
Доказано, что самым школьным предметом в школе является математика. Стоит добавить, что это ещё и один из важных предметов, которые необходимы человеку на протяжении всей его жизни.
Математика для дошкольников
Постарайтесь научить малыша все время считать. Для этого и сами считайте все вокруг, давайте ребенку несложные поручения. Например, сосчитать сколько конфет осталось в пакете, поделить их ровно на всех членов семьи. Когда идете домой, смело считайте ступеньки.
Такая математика в игровой форме придется по душе ребенку.
Урок №1 из полного курса подготовки к школе (всего 34 урока)
Ориентация в пространстве
Дошкольник должен понимать и осознавать предлоги, которые помогут ориентироваться в пространстве. За 1-2 года до школы необходимо отличать «под-над», «около-возле», «вверху-внизу» и так далее.
Геометрические фигуры
Азы, которым учатся дети, ещё находясь в детском саду. Изначально малыши узнают самые простые фигуры: круг, квадрат, треугольник. Затем к ним присоединяются все более новые и сложные формы. Изучение геометрических фигур также можно сделать максимально легким и увлекательным.
§ Основные требования к зачислению в первый класс
Зачисление первоклассников в начальную школу проводится без конкурса. По достижении 7-ми летнего возраста, при отсутствии нервных расстройств и серьезных заболеваний, мешающих процессу обучения в детском коллективе, ребенок автоматически зачисляется в первый класс ближайшей районной или выбранной по собственному желанию родителей школы.
Тем не менее, родители должны быть готовы к тому, что перед зачислением в начальную школу с ребенком будут общаться педагоги и психологи.
Каждому будущему первокласснику будут предложены посильные тесты, заданы вопросы, по результатам которых можно будет судить, созрел ли малыш для вступления в школьные своды или ему еще стоит побыть в дошкольном учреждении.
Если школьная комиссия предлагает вашему ребенку на год остаться в детском саду, не стоит переживать по этому поводу. Это не означает, что ваш ребенок отстает в развитии от своих сверстников, просто, возможно, он еще морально и психически не готов к новому этапу своей жизни. За год он окрепнет, наберется сил, и учеба будет даваться ему легко, чем если бы он приступил к обучению в школе в текущем году.
Как в домашних условиях подготовить ребенка к школе
О том, когда начинать подготовку детей к школе и как подготовить его к такому ответственному моменту, существует много разных мнений. Многие родители считают, что самым благоприятным временем для занятий является год перед началом обучения. Специалисты данное мнение не разделяют и дают советы родителям не приступать к занятиям слишком рано. Лучше всего начинать обучение, как только ребенку исполнится чуть больше 3 лет.
Проводить с трехлетним малышом полноценные занятия еще рано, поэтому нужно начинать с проведения эффективных игровых упражнений и постепенно переходить к более серьезному и основательному обучению.
Обратите внимание! Добиться результатов и правильно подготовить ребенка к школе можно только организовав систематические занятия. Только так он сможет привыкнуть к необходимости регулярно заниматься и станет дисциплинированным и усидчивым
Специалисты рекомендуют проводить занятия ежедневно, при этом два дня в неделю должны быть выходными. В день рекомендуется проводить по 2-3 урока, продолжительность которых не должна превышать 15 минут. Перерыв между ними должен длиться в пределах получаса. Самым оптимальным временем для обучения считаются утренние часы. Для занятий будущему первокласснику нужно организовать рабочее место.
Что можно делать
К сожалению не все родители имеют представление о том, что включает в себя подготовка к начальной школе. В программу подготовки к школе в домашних условиях обязательно должны входить занятия по математике, письму, чтению и изобразительному искусству.
Обратите внимание! Самым непростым для детей считается урок чтения, поэтому его лучше всего проводить в начале занятия. В первую очередь надо выучить с ребенком буквы в алфавитном порядке
После изучения буквы ребенок должен уметь ее находить в тексте. Как только юный ученик будет знать все буквы, следует переходить к чтению слогов. Если у ребенка что-то не получается ни в коем случае нельзя его ругать и давить на него
В первую очередь надо выучить с ребенком буквы в алфавитном порядке. После изучения буквы ребенок должен уметь ее находить в тексте. Как только юный ученик будет знать все буквы, следует переходить к чтению слогов. Если у ребенка что-то не получается ни в коем случае нельзя его ругать и давить на него.
К обучению письму нужно приступать ближе к шести годам. Сначала надо учить дошкольника писать печатные буквы. Занятия математикой можно начинать с раннего детства. В этот период происходит знакомство с внешним видом цифр, их названиями и арифметическими действиями. Ближе к 5 годам уже можно учить дошкольника с составом чисел и понятиями больше, меньше и равно.
Важно! Во время обучения не следует пренебрегать уроками творчества, так как развитие малыша обязательно должно быть всесторонним и гармоничным
Полный перечень требований
Подготовка к первому классу — это больше, чем обучение чтению и счёту. Ребёнок должен знать и многие другие вещи. Какие именно — смотрите далее. Всему этому ребёнка можно научить и дома, самостоятельно, без каких бы то ни было курсов подготовки, потому что сегодня существует огромный выбор пособий, которые помогут вам полностью справиться с задачей.
Сложность беседы при поступлении в школу очень сильно варьирует от привилегированности школы: куда-то вас возьмут в любом случае, а куда-то — большой конкурс, и в такие школы вы, скорее всего, не сможете поступить, если не будете посещать подготовительные курсы (потому что очень легко составить такую программу вопросов и проверки, которую ребёнок может выполнить только после специальной подготовки).
Как бы то ни было, дальнейший перечень того, что ребёнок должен знать, является основополагающим. Требований достаточно много, так что к школе сегодня нужно начинать готовиться как минимум года за два.
Вам пригодятся обучающие пособия, карточки, дидактические материалы: выбирайте по разным направлениям развития.
Одно из самых эффективных занятий — это игра в школу: организуйте дома место, где ребёнок сможет (с вашей помощью) обучать своих кукол и плюшевых мишек, предоставьте все необходимые материалы и пособия: так дети учатся очень быстро.
Методики подготовки детей к школе
Учеными разработаны специальные методики, которые помогут подготовиться к школе вашим детям. Для того, чтобы подобрать одну из тактик, следует знать, чем они отличаются между собой.
Методика Зайцева
Стратегия основана на естественном обучении. Ребенок не должен что-то заучивать или зубрить. В ходе легких постоянных занятий он запоминает необходимые вещи.
Основная характеристика методики Зайцева заключается в том, что все обучение проходит в форме игры. Например, необходимы кубики, на которых написаны буквы или цифры. Можно строить из кубиков пирамидку, постепенно укладывая цифры от 1 до 10.
Игр, связанных с данной методикой, можно придумать множество. Стратегия не ограничивается лишь кубиками. Она может проявляться и в виде песен, потешек и смешных стишков, которые каждый ребенок с удовольствием будет запоминать.
Ребенку во время занятий разрешают вести себя максимально комфортным образом. То есть он не должен лишь сидеть за партой. Дети часто ложатся на пол, периодически ходят. Кажется, что они отвлекаются, на самом деле им просто тяжело так долго сидеть.
И в активном движении ребенок сможет усвоить и запомнить информацию. Кроме того, игра будет связана с массой положительных эмоций, которые будут ассоциироваться и с дальнейшем обучением.
Методика Монтессори
Смело можно назвать самой популярной методикой – тактика, предложенная Марией Монтессори. Её основной интерес заключается в групповом обучении. Во время методики обучения Монтессори ребенок никогда не остается один, с глазу на глаз с учителем. Группа формируется не по принципу возраста.
Очень часто в подобной группе дети от 2 до 6 лет. При этом, каждый в ней развивается по-своему. Младшие дети смотрят за старшие, пытаясь копировать их поведение. Старшие дети заботятся о младших, тем самым вырабатывая определенные черты характера.
Методика Никитиных
Никитины уверяют, что самый действенный подход в обучении – это не настаивать на учебе, а лишь подталкивать к этому ребенка. Например, взрослые не должны постоянно указывать, что сейчас пришло время, чтобы учить буквы или цифры.
Если грамотный родитель замечает, что его ребенок проявляет интерес к буквам, то он тут же снабжает ребенка кубиками с буквами, говорящей азбукой. Соответственно, роль взрослых – быть сторонними наблюдателями. При любом удобном моменте предоставлять ребенку возможность развиваться самостоятельно.
Кроме того, Никитины утверждают, что обязательным в воспитании является и спорт. Ежедневно приучайте своего кроху к труду и активному образу жизни. Считается, что без спортивной деятельности не сможет полноценно функционировать человеческий мозг.
§ Тестирование интеллектуальных способностей
Здесь сразу надо сказать, что школьные тесты для первоклассников на интеллектуальные способности ни в коем образе не являются показателем отставания в развитии малыша. Оценочная шкала носит рекомендательный характер, и решение о том, готов ли ребенок к школьному обучению или нет, принимается на основании общего мнения о ребенке.
Возможно, что во время собеседования с учителями, малыш испугается, разволнуется или начнет стесняться, поэтому во время тестирования с ним должны находиться родные близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка. Они смогут приободрить ребенка, поддержать его и даже натолкнуть на мысль, если ребенок растеряется.
Тестирование будущих первоклассников необходимо для того, чтобы познакомились дети и учителя, чтобы педагоги ориентировались на уже полученные знания детей и могли скорректировать учебную программу.
Родители должны понимать, что подобного рода тестирования и собеседования никак не нарушают действующее законодательство и не ущемляют права ребенка.
Тестирование интеллектуальных способностей должно быть направлено на определение уровня психического и морального развития ребенка, его логики, способности выражать свои мысли, составлять рассказы по предложенным картинкам.
Учитель оценивает, насколько внимателен ребенок, умеет ли он выделить в рассказе главные и второстепенные вещи, может ли составить или решить простую задачу, как держит ручку, знает ли буквы, умеет ли соединять слоги, читать.
Упражнение 1. «Пол-арбуза»
Спросите у ребенка, сможет ли он, увидев пол-арбуза, представить себе как выглядит целый арбуз? Конечно же, ответ будет положительным. А теперь предложите провести такой же эксперимент со словами.
Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв.
Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это, кстати, уже труднее.
Для совсем маленьких школьников можно предложить другой вариант игры. Изготовьте карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрежьте вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки.
Чем полезно? Направлено на развитие антиципации. Антиципация — это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.
Как пройти собеседование в школу
Часто родители при собеседовании основной акцент ставят на обучение, но немаловажную часть занимает и психологическая подготовка, которая расслабит малыша и даст ему показать весь свой уровень развития.
Советы, которые помогут при прохождении собеседования в школу:
обязательное присутствие во время тестирования. Если оба родителя смогут прийти, это будет большим плюсом и поддержкой.
не вмешивайтесь в процесс. Во-первых, это отвлекает и переключает ребенка, а во-вторых, дает ему повод усомниться в правильности собственных ответов, и он будет ждать дальнейших подсказок;
день тестирования лучше организовать так, чтобы перед ним можно было прогуляться с ребенком, поговорить на отвлеченные темы, посмеяться, напитать ребенка положительными эмоциями. Идти сразу после сна или еды лучше не стоит, так как ребенок будет еще расслаблен;
обязательно расскажите или проиграйте, куда вы идете
В общих чертах обрисуйте как что будет проходить, но не завышайте важность, чтоб не испугать;
не нервничайте сами, так как тревожность родителей обязательно передастся ребенку.
На заметку!И помните, что в любом случае место в школе за ребенком закреплено, и если он не прошел тестирование в какую-то спецшколу, то всегда есть возможность подтянуть знания и перевестись.
Сколько стоит подготовка ребенка к школе?
Цена подготовительных занятий варьируется в зависимости от статуса учебного заведения, города проживания. В регионах подобные кусы будут намного дешевле, чем в крупных городах. Однако в связи с большой конкуренцией цены не так быстро поднимаются вверх.
Одно занятие может стоить от 250 рублей до 2000 рублей. Если вы решите сэкономите, то для вас лучшим вариантом станет государственная образовательная школа. В ней представлена наименьшая цена за оказанные услуги. Кроме того, сумма зависит нередко и от количества людей в группе.
Если с вашим ребенком проводятся индивидуальные занятия, то и стоимость их резко возрастет.
Социальная адаптация: самостоятельность, умение управлять эмоциями
Еще один несомненный плюс подготовительных курсов — дети привыкают к своей школе, получают полное представление о том, как будут проходить уроки в 1 классе, налаживают контакт с учителем и будущими одноклассниками. Первого сентября они уже не шагают в неизвестность, а точно знают, что их ждет, и чувствуют себя более уверенно.
Но даже в этом случае стресс неизбежен. Это не состояние подавленности, а нормальная реакция здорового организма, при которой, напротив, мобилизуются его внутренние силы. Психологи утверждают, что в возрасте около 7 лет дети переживают кризис, связанный с новым витком взросления, начинают по-другому оценивать себя и окружающих.
Чтобы успешно влиться в новый коллектив и получать удовлетворение от учебы, первоклассник должен:
- уметь сосредоточиваться на каком-либо предмете на протяжении урока (в начале года ежедневно будет три урока по 30 минут, со второй четверти — по 45 минут);
- признавать авторитет учителя, внимательно слушать и не кричать с места;
- уважать личное пространство одноклассников, не отвлекать их, не затевать драк;
- самостоятельно собирать и разбирать портфель, следить за своими вещами;
- уметь спокойно принимать свои неудачи, справляться с эмоциями, когда что-то не получается.
Чтобы новоиспеченный первоклассник не чувствовал, что он в чем-то отстает от других, родителям нужно уделить серьезное внимание его подготовке. Причем начинать желательно не в последние несколько недель перед 1 сентября, форсируя события, а заниматься развитием ребенка поэтапно с 2–3 лет, в идеале — с рождения
Конечно, готовность к 1 классу — не самоцель, и все знания и умения нужны маленькому человеку, прежде всего, для дальнейшего личного развития. Но именно поступление в школу является первым серьезным испытанием для ребенка и его способностей, как в учебе, так и в общении со сверстниками и старшими.