Содержание
-
Слайд 1
Методы и приемы работы с детьми дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений
Составитель: учитель-дефектолог
ППМС-Центра
Семенова Д.А.Мурманск 2016
-
Слайд 2
Методы обучения
-
Слайд 3
Наиболее широко на занятиях в качестве игрового метода используются дидактические игры
(благодаря обучающей задаче в виде игровой формы дети непреднамеренно усваивают определенное познавательное содержание). -
Слайд 4
Использование элементов различных игр на занятии.
Соревнования, поиск, сюрпризный момент.
Руководство и обучающая роль педагога. -
Слайд 5
Игра «Прятки»
Пальчиковые игры с математическим содержанием
Работа с разноцветными прищепками
Игры с крупами
Игры с монетками -
Слайд 6
Организация практической деятельности детей, направленная на усвоение строго определенных способов действий с предметами и их заместителями.
-
Слайд 7
Постановка задания
Планирование его выполнения
Оперативное стимулирование
Регулирование и контроль
Анализ итогов практической работы
Выявление причин недостатков -
Слайд 8
Лепка цифр и фигур
Палочки Кюизенера
Блоки Дьенеша
«Сложи из треугольников»
«Дополни картинку треугольниками / кругами»
Количественный счет
Порядковый счет -
Слайд 9
Не являются самостоятельными, а лишь сопутствуют практическим и игровым методам.
-
Слайд 10
Показ
Вопросы
Пояснение, разъяснение, указание
Инструкция для выполнения самостоятельного упражнения
Сравнение, анализ, синтез, обобщение
Методические приемы (наложение, приложение и т.д.)
Контроль и оценка
Моделирование -
Слайд 11
Нетрадиционные методы Элементарные опыты
перелить воду из бутылочек разной величины
(высокая, узкая и низкая, широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить: объем воды одинаков;взвесить два куска пластилина разной формы (длинная колбаска и шар), чтобы определить, что они одинаковые по массе;
расставить стаканы и бутылочки один к одному
(бутылочки стоят в ряд далеко друг от друга, а стаканы в кучке близко друг к другу), чтобы определить, что их количество (равное) не зависит от того, сколько места они занимают. -
Слайд 12
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА УСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ТЕСТОВЫЕ СРЕЗЫ(I полугодие 2015-2016 учебный год) группа ЗПР
-
Слайд 13
-
Слайд 14
Используемые источники
http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac161.htm
http://www.detskiysad.ru/ucheba/509.html
http://pptcloud.ru/detskiy-sad/matematika/2013/02/10/konsultatsiya-dlya-pedagogov-igrovye-metody-i-priemy-kak-sredstvo
http://lektsii.net/1-64503.html
Посмотреть все слайды
Обучение математике в игре
Развивающие игры, проводимые родителем с целью развития познавательной активности ребенка, позволяют ему в простой и ненавязчивой форме усвоить новые знания, приобрести навыки нужные ему. Они отлично развивают фантазию и воображение, помогают ребенку запоминать и успешно применять на практике формы поведения. Таким образом, умственное развитие ребенка выходит на качественно новый уровень.
Игра для ребенка дошкольного возраста (особенно, когда речь идет о развивающих играх) – это не просто развлечение. Это и трудовая, и творческая деятельность одновременно. Ее роль в становлении ребенка как формирующейся личности невозможно переоценить. Направляя и организуя игру, родитель также может включить ее в педагогический процесс, контролируя все аспекты социального развития ребенка. Правильно организованная игра отличается тем, что в ней всегда присутствует конкретная цель, а также средства, необходимые для ее достижения.
Роль игры в обучении дошкольников
Освоение математических представлений должно осуществляться строго поэтапно. Переходить к изучению нового материала нужно только после того, как усвоенный ранее материал окончательно закрепился. Кроме того, развитие математических способностей и навыков у детей дошкольного возраста должны подчиняться строгому принципу природосообразности (каждому возрасту своя нагрузка).
Как подготовиться педагогу к занятиям
При подготовке учителя важную роль играет продуманность сюжета и согласованность различных частей занятий. Он должен внимательно изучить конспект и обеспечить такую подготовку, чтобы дети чувствовали его уверенность, когда он помогает им освоить математику.
Важно! Перед тем, как заниматься с детьми, нужно провести с ними подготовительную работу: читать для них соответствующие произведения детской литературы, показывать учебные фильмы, рисовать фигуры в тетрадях, разговаривать о том. что они уже знают и помогать найти математические элементы в окружающей их жизни
Занятие по математике
Дидактические игры по математике в подготовительной группе
В подготовительной группе идет подготовка дошкольников к поступлению в школу. Дети уже обладают многими знаниями, поэтому игры становятся сложнее, обеспечивают развитие математических представлений, достаточное для беспроблемной учебы в начальных классах.
Украшаем елочку
Педагог прикрепляет к фланелеграфу, а также раздает воспитанникам изображения елочки и новогодних шариков. Он прикрепляет к елочке 4 игрушки с правой стороны, 2 с левой. Дети делают то же самое со своими елочками. Воспитатель предлагает сложить шарики: 4 + 2 = 6. Затем меняет шарики местами, получается 2 + 4 = 6. И так несколько раз с разным количеством игрушек. Игра формирует представление о том, что от перемены слагаемых сумма не меняется.
Тропинка для Красной Шапочки
К фланелеграфу прикреплены изображения бабушкиного домика, Красной шапочки, лесных деревьев. Под каждым деревом — несложный арифметический пример, с которым справится дошкольник. Воспитанники поочередно подходят к фланелеграфу, решают пример, тем самым придвигают Красную Шапочку ближе к бабушкиному домику.
Да или нет
Педагог записывает на доске арифметические примеры. Затем демонстрирует детям изображения чисел. Если число соответствует решению очередного примера, дети выкрикивают: «Да!». Если ответ неправильный, то кричат: «Нет!».
Составь слово
Игра соревновательная. Воспитатель вывешивает в два столбца арифметические примеры. Участники каждой команды выходят их решать. Решивший пример игрок подходит к столу, на котором лежат картинки чисел, соответствующих решениям. Выбирает свое число, переворачивает картинку, а там изображена буква. Решив все примеры, команда получает слово. Побеждают те, кто выполнит задание быстрее.
Развиваем математические способности ребенка в игре
Выполнение заданий с математическим уклоном особенно полезно для детей, так как развивает интеллектуальные способности. Ценность состоит не только в накапливании математических представлений и навыков, но и в том, что происходит общее умственное развитие дошкольника.
В практической психологии выделяют три категории игровых занятий, направленных на развитие отдельных компонентов математических способностей.
- Упражнения на определение свойств предметов, выявление объектов по обозначенному признаку (аналитико-синтетические способности).
- Игры на сопоставление различных свойств, выявление существенных признаков, абстрагирование от второстепенных, обобщение.
- Игры на развитие логических умозаключений на основе мыслительных операций.
Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста должно осуществляться исключительно в игровой форме.
Упражнения на развитие анализа и синтеза
1.По-порядку становись! Игра на упорядочение объектов по размеру. Подготовить 10 одноцветных полосок из картона одинаковой ширины и различной длины и разложить их хаотично перед дошкольником.
Инструкция: «Расставь «спортсменов» по росту от самого низкого до самого высокого». Если ребенок затрудняется с выбором полоски, предложите «спортсменам» мериться ростом.
После выполнения задания предложите ребенку отвернуться и поменяйте местами некоторые полоски. Дошкольнику предстоит вернуть «хулиганов» на свои места.
2.Сложи квадрат. Подготовьте два набора треугольников. 1-ый – один большой треугольник и два маленьких; 2-ой – 4 одинаковых маленьких. Предложите ребенку сначала сложить квадрат из трех деталей, затем из четырех.
Рисунок 1.
Если дошкольник на составление второго квадрата затрачивает меньше времени, значит, пришло понимание. Способные дети справляются с каждым из этих заданий менее чем за 20 секунд.
Упражнения на абстрагирование и обобщение
1.Четвертый лишний. Понадобится набор карточек, на которых изображены четыре предмета. На каждой карточке три объекта должны быть связаны между собой существенным признаком.
Инструкция: «Найди, что на картинке лишнее. Что не подходит ко всем остальным и почему?».
Рисунок 2.
Такие упражнения стоит начинать с простых групп объектов и постепенно усложнять. Например, карточку с изображением стола, стула, чайника и дивана – можно применять в занятиях с 4-летними детьми, а наборы с геометрическими фигурами предлагать старшим дошкольникам.
2.Построй заборчик. Необходимо подготовить не менее 20 полосок равной длины и ширины, или счетные палочки двух цветов. Для примера: синего цвета – С, и красного – К.
Инструкция: «Давай построим красивый заборчик, где чередуются цвета. Первой будет синяя палочка, за ней – красная, далее… (продолжаем выкладывать палочки в последовательности СКССККСК). А теперь ты продолжи строить забор, чтобы был такой же узор».
В случае затруднения обращать внимание ребенка на ритм чередования цветов. Упражнение можно выполнять несколько раз с различным ритмом узора
Логико-математические игры
1.Мы едем-едем-едем. Необходимо подобрать 10-12 прямоугольных картинок с изображением хорошо знакомых ребенку предметов. Играет ребенок в паре с взрослым.
Инструкция: «Сейчас мы составим поезд из вагончиков, которые будут прочно между собой связаны важным признаком. В моем вагончике будет чашка (кладет первую картинку), а чтобы твой вагончик присоединился, можно выбрать картинку с изображением ложки. Чашка и ложка связаны, потому что это посуда. Я дополню наш поезд картинкой с совочком, так как совочек и ложка имеют похожую форму и т.д.»
Поезд готов отправиться в путь, если все картинки нашли свое место. Можно смешать картинки и вновь начать игру, находя новые взаимосвязи.
2.Почини коврик. Задания на поиск подходящей «заплатки» для коврика вызывают живой интерес у дошкольников разного возраста. Для проведения игры необходимо изготовить несколько картинок, на которых изображен коврик с вырезанным кругом или прямоугольником. Отдельно необходимо изобразить варианты «заплаток» с характерным узором, среди которых ребенку придется найти подходящий для коврика.
Начинать выполнять задания необходимо с цветовых оттенков коврика. Далее предлагать карточки с простыми узорами ковриков, и по мере развития навыков логического выбора, усложнять задания по образцу теста Равена.
Рисунок 3.
«Починка» коврика развивает одновременно ряд важных аспектов: наглядно-образные представления, мыслительные операции, способность к воссозданию целого.
Роль дидактической игры на занятии по ФЭМП в детском садике
Возраст 5-6 лет — важнейшая пора жизни малыша. В это время формируется фантазия, логика, образуется произвольность процессов психики, самооценка. Дети всегда хотят знать — почему, как, зачем?
Занятие с цифрами
В ДОУ начинается подготовительный процесс к образовательному учреждению, происходит развитие познавательной активности. Именно эту цель преследуют педагогика по ФЭМП. Дети должны не просто суметь посчитать до 10 туда и обратно, но и сделать анализ информационных данных, проводить анализ, классифицировать разные явления, находить общие закономерности, проявлять смекалку, быть в состоянии объяснить и доказать личную точку зрения.
Типы занятий по математике для детсадовцев
Дидактические математические игры по содержанию подразделяются на определенные группы. Разновидность ДИ:
- с цифрами и числами;
- путешествие во времени;
- ориентирование в пространстве;
- с геометрическими фигурами;
- на логику.
Благодаря разным видам игр, выполняется обучение воспитанников счету в прямом и обратном порядке, использованию действий по правилам числительных, как количественных, так и порядковых.
Дидактические игры по математике своими руками
Чтобы усилить познавательный интерес дошкольников, рекомендуется делать для игр яркий, разнообразный и увлекательный материал. Сделать своими руками математические игры несложно, вот несколько интересных примеров:
- Вырезанные из бумаги яблоки с разным количеством семечек — от 1 до 10. К ним дети прикрепляют карточки с соответствующим изображением цифр.
- Математические четки — шнурок с нанизанными бусинами. При решении арифметического примера ребенок сдвигает бусины: отсчитывает первое число, затем второе. А после складывает или вычитает, определяет получившееся количество бусин.
- Продолжи ряд. На бумажных полосках изображены разные изогнутые линии. В начале вдоль этих полосок приклеены геометрические фигурки в определенной последовательности. Задача ребенка — продолжить ряд, используя дополнительные фигуры из коробочки.
- Вылови рыбку. На бумажных ведерках изображены цифры от 1 до 10. На рыбках — арифметические примеры. Дошкольник решает пример, смотрит на каком ведерке изображен ответ, помещает туда рыбку.
- В картонных листах определенного цвета прорезано несколько разных геометрических отверстий. Также вырезаны геометрические фигуры, соответствующие этим отверстиям по форме и цвету листа. Игровая задача — правильно разложить фигуры по отверстиям.
Роль и цели математических игр
Очевидно, что с самого рождения ребенку необходимо развивать все мышцы. Но не только они требуют внимания. Ум также нуждается в постоянных тренировках. Ведь человек, который способен мыслить логически, легко справляется с решением всех жизненных задач. Он способен быстрее принимать решения, находить выход из сложных ситуаций, более мобилен и оперативен.
Математика в ДОУ
Роль дидактических игр в математическом развитии дошкольников велика. Именно через них и начинается познание математики, как науки, и увлечение ею.
Чтобы развивать логическое мышление и математические способности (а одно тесно связано с другим), необходимо использовать специальные игры. Только так можно привить интерес к математике.
Основные цели изучения математики в игре для дошкольников:
- развитие логического мышления;
- развитие самостоятельности и способности решать задачи без помощи взрослых;
- формирование интереса к творческой и познавательной активности;
- накопление логико-математического опыта;
- знакомство с основными математическими понятиями с самого младшего дошкольного возраста;
- знакомство с элементарными действиями:сложение, вычитание, счет и т. д.
Методика проведения занятий по ФЭМП в детском саду
В качестве обучающей базы для готовящихся пойти в первый класс, применяют особенные методики:
- последовательность;
- системность;
- индивидуальность;
- логичность.
Знания, которые педагог передает детям, от занятия к занятию все сложнее, учитывая уровень развития воспитанников. Для повтора используют специальные ролевые игры
Математика становится у воспитанников любимым предметом, они с удовольствием занимаются, ищут сходство и разницу в предметах, сосредотачивают внимание на тонкостях, чтобы ответить на вопрос воспитателя
Игра с воспитателем
Рекомендации по организации занятий
Важно организовать игру позитивно и грамотно. Детсадовский возраст не предусматривает применения неудовлетворительных отметок, порицаний со стороны педагога. Нельзя сравнивать одного ребенка с другим, допускается лишь анализ личностного роста воспитанника
Нельзя сравнивать одного ребенка с другим, допускается лишь анализ личностного роста воспитанника.
Воспитатель должен применять в работе те методики и приемы, которые провоцируют интерес. Занятия «по принуждению» бесполезны, формируют отторжение к математике и алгебре.
К сведению. При наличии личного контакта и позитивных отношений между воспитанником и его наставником будет успешный результат.
Пример календарно-тематического плана занятий по ФЭМП
Утром воспитатель беседует о героях сказки «Репка». Вместе участники смотрят картинки с изображением персонажей. Далее на прогулке участники играют в игру «Постройся, как в сказке репка», в обеденное время педагог рассказывает сказку «Репка». В вечернее время сказка обыгрывается, проходит нетрадиционное рисование геометрических фигур. Во время второй прогулки дети и воспитатель играют в «Съедобное-несъедобное» (с мячиком), собирают пазл «Репка». Создают костюмы к сказке «Репка».
ФГОС для детских садов содержит перечень тех понятий, которые должны формироваться у выпускников дошкольных образовательных учреждений.
Теория и методика развития математических представлений у дошкольников
Тема 3
Становление и развитие методики формирования математических представлений у детей дошкольного возраста
Вопросы для обсуждения
1. Истоки возникновения «Теории и методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста» как науки.
2. Монографический метод обучения арифметике.
3. Метод изучения действий.
4. Становление и развитие методики формирования математических представлений у детей дошкольного возраста как науки.
5. Зарубежные концепции и технологии математического развития детей дошкольного возраста.
Методические указания к изучению темы
При подготовке занятия студент должен изучить литературу, посвященную истокам возникновения методики обучения маленьких детей математике. Необходимо выяснить роль народной педагогики, классиков педагогической науки (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Л. Н. Толстой, Ф. Фребель, К. Д. Ушинский и др.) в развитии методики развития математических представлений у детей.
Важно рассмотреть вклад в теорию и методику формирования математических представлений у дошкольников отечественных ученых: Ф. Н
Блехер, Л. В. Глаголевой, А. М. Леушиной, Е. И. Тихеевой, Л. К. Шлегер и др.
В процессе работы с рекомендованной литературой необходимо обратить особое внимание на позиции исследователей по следующим вопросам:
приоритетные цели обучения детей математике;
методы изучения закономерностей развития математических
представлений у детей;
подходы к конструированию содержания обучения дошкольников математике;
особенности организации обучения математике детей дошкольного возраста.
Кроме того, анализируя взгляды ученых и методистов, необходимо определить историческую роль данных исследований в становлении методики развития математических представлении у детей дошкольного возраста.
Необходимо проанализировать зарубежные концепции и технологии математического развития детей дошкольного возраста (США, Германия, Великобритания, Франция и др.).
Задания для самостоятельной работы
1. Проанализируйте и выявите положительные и отрицательные стороны монографического и вычислительного методов обучения детей арифметике.
2. Представьте в виде таблицы вклад отечественных ученых в становление науки «Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста» (Е. И. Тихеева, Ф. Н. Блехер, А. М. Леушина).
3. Напишите рецензию на публикации Л. В. Глаголевой «Сравнение величин предметов в нулевых группах школ», «Методы. Значение лабораторного метода»
В рецензии необходимо отметить значимость, актуальность рассматриваемых вопросов, соответствие рассматриваемых положений современному состоянию психолого-педагогических и методических наук, а также соответствие предлагаемого материала для дошкольников их психофизиологическим возрастным особенностям, важность данного материала для вашей педагогической деятельности
Основная литература
Микляева Н., Микляева Ю.
Теория и технологии развития математических представлений у детей. — М.: Академия, 2021.
Дополнительная литература
1. Блехер Ф. Н.
Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста / Ф. Н. Блехер // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 11. — С. 14–23.
2. Леушина А. М.
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. — М., 1974.-С. 5-18,29–53.
3. Павлова Л. И
. «Помочь детям подняться на более высокую ступень развития» (К 115-летию со дня рождения Ф. Н. Блехер) // Управление ДОУ. — 2007 — № 8. — С. 110–117.
4. Павлова Л. И.
Воспитанию и обучению — научный подход // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 11. — С. 12–13.
5. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста: Хрестоматия / Сост. З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая, М. Н. Полякова. — 2-е изд. — СПб.: ЦВПО, 2006.
6. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З. А. Михайлова и др. — СПб., 2008.
7. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А. А. Столяра. — М., 1988. — С. 13–32.
8. Щербакова Е. И.
Теория и методика математического развития дошкольников: Учебное пособие. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005.
Принципы организации игровой деятельности для дошкольников
- Игра для дошкольника должна базироваться на общепринятых нормах морали и нравственности, уважительного отношения к личности ребенка.
- Игровые действия ни в коем случае не должны каким-либо образом унижать достоинство участников (в том числе проигравших).
- Дидактическая игра должна помочь ребенку максимально глубоко постичь окружающий мир, усваивая закономерности, которым он подчиняется.
Игровое занятие по математике с детском саду
В частности, целью дидактических игр может быть развитие математических способностей у детей дошкольного возраста. Через игровую деятельность сделать это будет значительно проще.
Как использовать дидактические игры для обучения ребенка основам счету
Современная педагогика развивается стремительными темпами. И все больше школ начинает использовать в процессе обучения развивающие технологии с применением компьютерной техники, набирать экспериментальные классы. И то же самое можно смело сказать и о семейном воспитании.
Дидактические игры помогают развивать математические способности
Раннее приобщение ребенка к высоким технологиям неслучайно: компьютерная и информационная грамотность является требованием современного ритма жизни. Именно поэтому уже в дошкольном периоде необходимо уделить максимум внимания формированию математических представлений и основам информатики. Все эти навыки обязательно пригодятся ребенку в школе.
Что должен знать ребенок к моменту поступления в первый класс?
Несмотря на то, что математика является одним из базовых школьных предметов, а также основой многих наук, которые ребенок начнет изучать в будущем, именно эта дисциплина во многих случаях вызывает у детей немалые трудности. Во многом это связано с тем, что математический склад ума, значительно облегчающий восприятие ребенком информации такого типа, присущ далеко не всем детям.
- Способность считать от нуля до десяти как в прямом, так и в убывающем порядке
- Развитый навык узнавания чисел в ряду (даже если они помещены вразбивку)
- Сформированные представления о количественных и порядковых числительных
- Сформированные представления о «предыдущем» и «последующем» числе в пределах десятка
- Знание основных геометрических фигур и навык их узнавания (понимание признаков, отличающих треугольник, круг, квадрат и т.д.)
- Наличие представление о целом и о долях; способность разделить предмет на 2 и 4 равные части.
- Способность использовать палочки, веревки и некоторые другие измерительные приспособления для оценки таких параметров фигуры, как длина, ширина и высота
- Способность сопоставлять предметы по категориям «больше-меньше», «выше-ниже», «шире – уже».
Игра на знание категорий
Что развивает математика у дошкольника
С самого раннего возраста ребенок воспринимает различия между окружающими предметами по цвету, величине, форме, тому, низкий или высокий. Многие игрушки для малышей в 2-3 года похожи на геометрические фигуры: мячики, пирамидки или кубики. Через игры у детей расширяются представления о том, что такое форма или количество предметов.
У малышей не старше трех лет имеется способность группировать предметы в соответствии с их внешними признаками. Со сравнения отдельных предметов или их групп начинается изучение математических знаний. Пособие по математике для дошкольников должно быть наглядным.
В четыре года большинство детей способно сосчитать небольшое количество предметов. Сначала они осваивают счет до пяти, а затем, когда становятся чуть старше, то до десяти.
Игра с геометрическими фигурами
Математика для малышей помогает решить следующие задачи:
- Формирование приемов мышления, которые ребенок способен использовать при решении задач.
- Умение при решении детских задач по математике понимать и правильно определять причинные связи явлений окружающего мира.
- Способность в 5-6 лет выстраивать правильные логические рассуждения, используя имеющиеся у ребенка данные.
- Развитие при помощи математики в ДОУ способностей малыша к вариативному рассмотрению ситуации.
- Совершенствование интеллектуальных способностей детей: не только мышления, но и памяти, воображения.
- Повышение интереса малышей к математике, путем создания условий для проведения исследований чисел и фигур.
Важно! Развивать способность логически мыслить у ребенка эффективней всего, делая это частью математического обучения
Рекомендации родителям по развитию математических способностей ребенка
Зачастую родители-гуманитарии склонны игнорировать вопрос развития математических способностей у своих детей, и это ошибочный подход. В дошкольном возрасте данные способности применяются ребенком для познания окружающего мира.
Дошкольник нуждается в стимулировании математического подхода, чтобы уяснить закономерности, причинно-следственный и логичный уклад реальной жизни.
С раннего детства следует окружать ребенка развивающими игрушками, требующими элементарного анализа и поиска закономерных связей. Это различные пирамидки, мозаики, игрушки-вкладыши, наборы кубиков и других геометрических тел, конструкторы LEGO.
По достижении трехлетнего возраста необходимо дополнить познавательную деятельность ребенка игровыми занятиями, стимулирующими формирование математических способностей. При этом следует учитывать несколько важных моментов:
- Развивающие игры должны быть непродолжительными. Дошкольники с соответствующими задатками проявляют любопытство к подобным играм, следовательно, они должны длиться столько, сколько присутствует интерес. Других детей нужно умело завлекать выполнением задания.
- Игры аналитико-логического характера нужно проводить с применением наглядного материала – картинок, игрушек, геометрических фигур.
- Стимульный материал для игры несложно подготовить самостоятельно, ориентируясь на примеры данной статьи.
Ученые обосновали, что применение геометрического материала наиболее эффективно в развитии математических способностей. Восприятие фигур опирается на сенсорные способности, которые формируются у ребенка ранее других общих и специальных талантов, позволяя малышу улавливать связи и отношения между объектами или их деталями.
Но не следует игнорировать и задания, которые легко использовать в беседах с дошкольником без применения каких-либо наглядных пособий. Исключение лишнего из набора четырех предметов, определение сходства двух объектов и примерные упражнения являются эффективным тренажером для развития мыслительных навыков ребенка.
Развивающие логико-математические игры и упражнения способствуют формированию самостоятельности мышления дошкольника, его умению выделять главное в значительном объеме информации. А это и есть качества, которые необходимы для успешного обучения.
Конспект НОД по математике
План-конспект
непосредственно образовательной деятельностипо познавательному развитию детейв средней группе
«Путешествие в страну Математики»
Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность (ФЭМП)
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально — коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
Формировать понятие порядкового счета в пределах 5; развивать умение правильно отвечать на вопросы «Сколько?»; упражнять в счете звуков на слух в пределах 5; развивать умение сравнивать предметы по величине (в пределах 3), называть их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, самый маленький, больше, меньше;
развивать умение сравнивать две группы предметов, разных по форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления, обозначать результаты сравнения словами:больше, меньше; совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине и ширине, обозначать результаты сравнения словами:длиннее – короче, шире – уже ; упражняться в сравнении двух предметов по высоте, обозначая результаты сравнения словами:высокий, низкий, выше, ниже; формировать умение соотносить форму предметов с геометрическими фигурами (шар, куб, круг, квадрат) («Познавательное развитие »).
Активизировать речь; обогащать активный словарь, упражнять в построении речевого высказывания в ситуации общения («Речевое развитие
»).
Побуждать детей к сотрудничеству и взаимопомощи («Социально – коммуникативное развитие»
).
Активизировать слуховое восприятие посредством слушания, развивать согласованность движений с ри).
Методы и приемы
практические: смена видов деятельности, физкультминутка, хождение по дорожке.
наглядные: демонстрационный, раздаточный материал
словесные: беседа-рассуждение, вопросы,
Материалы и оборудование
Демонстрационный материал: картинки домов разной величины и высоты (3 шт.), куб, шар, квадрат, круг (кольцо), иллюстрации города, где все элементы и предметы только из прямых линий; дом, дорожка, мост из кривых линий; дом, дорожка, мост из прямых линий;
Раздаточный материал: на каждого ребенка (или подгруппу детей): кубик, шарик, круг (кольцо), предметные картинки ((солнце, колесо, мяч, руль, шарик, дом, окно), картинка с кривым домиком, с прямым домиком, два шнурка (длинный, короткий), набор счетных палочек. Конверт с запиской. Металлофон.
Форма организации работы на занятии
: групповая, индивидуальная.
Заключение
Несмотря на то, что далеко не каждый ребенок обладает математическим складом ума и изучение науки может представлять для него трудности даже на начальных этапах, специальные упражнения, проводимые в игровой форме, могут существенно облегчить его. А заодно – превратить его в интересную и увлекательную игру.
Занятия, проводимые в игровой форме, позволяют ребенку приучить себя к контролируемой деятельности, прививая ему интерес к обучению. Также математические игры благотворно влияют на развитие памяти, мышления, речи, а также творческих способностей. А затем помогают усвоить и более сложные категории, такие как цифры, числа, счет и т.д. Ребенок готовит руку к письму, учиться ориентироваться в пространстве.