Методика подготовки и проведения музыкальных игр в старшей группе детского сада

Игры для социально-коммуникативного развития

Игры этого типа помогают ребенку научиться общаться со взрослыми и сверстниками, регулировать собственное поведение, сопереживать. Способствуют формированию готовности к совместной деятельности, позитивного отношения к труду.

Игра «Волшебная палочка»

Цель: учить общению со сверстниками.

Дети садятся в круг. Воспитатель сообщает, что у него в руках находится волшебная палочка, которая любого человека может превратить в вежливого, дружелюбного и доброжелательного. Он предлагает ребятам по очереди брать в руки эту волшебную палочку, а затем назвать своего соседа справа ласковым именем и сказать ему приятное пожелание. После такого приветствия волшебная палочка передается соседу. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не выполнят задание волшебной палочки.

Игра «Большой секрет для дружной компании»

Цель: учить детей взаимопониманию, формировать навыки взаимодействия друг с другом, установления контакта со сверстниками.

Данная игра проводится с группой детей (5 – 6 участников). Необходимо подготовить красивую шкатулку и положить в нее мелкие предметы (мячик, кубик, фигурку животного, машинку и т.п.). Можно заменить эти вещи картинками с их изображением.

Дети собираются в комнате и садятся в отдалении друг от друга. Педагог подходит к каждому ребенку и предлагает ему, не заглядывая в шкатулку, взять из нее наугад любой предмет.

Когда каждый получил свою вещицу, воспитатель сообщает, что ее название нужно держать в строгом секрете. После этого он предлагает детям попытаться разузнать секреты друг у друга. Для этого они могут:

  • уговорить своего товарища рассказать свою тайну;
  • предложить в обмен на раскрытие секрета какой-то приз;
  • договориться о взаимном раскрытии секрета друг другу;
  • задавать наводящие вопросы, чтобы угадать название предмета.

Воспитатель должен следить, чтобы все дети включились в игру и никто не пытался обмануть каким-то образом других. При необходимости нужно помочь самым робким и нерешительным.

Игра заканчивается, когда все секреты будут раскрыты. Не стоит слишком затягивать игру. Если кто-то из детей слишком увлечется сохранением своего секрета, нужно уговорить его изменить поведение, проявить дружелюбие.

Игра «Магазин вежливости»

Цель: учить детей вежливому общению, адекватно вести себя в различных ситуациях.

Для проведения игры рекомендуется создать яркие декорации магазина, оборудовать кассовый аппарат, раздать всем участникам игровые деньги. Воспитатель объясняет детям, что у него в магазине продаются вежливые слова (нужно их распечатать крупным шрифтом на карточках и разложить на полках).

Педагог описывает детям различные ситуации, которые могут случиться в их жизни, и предлагает с помощью вежливых слов найти нужный выход. Например, ребенок разбил какую-то вещь и хочет избежать наказания. Ему нужно купить такие вежливые слова, которые помогут извиниться перед мамой. Если дети не умеют читать, то они просто называют слова, а воспитатель подбирает нужную карточку сам.

Проведение музыкально-дидактических игр в подготовительной группе детского сада

Для улучшения детского восприятия игру нужно умело донести. Поэтому необходимо понимание её особенностей и подготовка к проведению, т. е. составление плана, репетиция (или мысленное проигрывание), знание текстов. Для начала обратитесь к картотекам игр.

Игровая картотека

В интернете много разнообразных по тематике и содержанию игр. Представленные примеры составлены в соответствии с ФГОС.

Технологическая карта игры «Мельница»: таблица

Название Цель Приёмы Материалы Ход игры
«Мельница» Научить детей отличать сильную и слабую долю такта через движения рук Наглядный (наглядно-слуховой ) Инструмент для игры или аудиозапись Детей можно не расставлять в специальном порядке, пусть стоять врассыпную. Воспитатель показывает расположение рук: не напряжены, немного согнуты в локтях и подняты в стороны. Движения под музыку зависят от такта:
  • С 1 по 8: все легко качают руками перед собой: звучат нечётные такты — скрещивают перед грудью, чётные — взмахивают в стороны.
  • С 9 по 14: выполняют круговые движения, начиная с небольших взмахов, которые сопровождаются лёгкими пружинистыми движениями в коленях, затем постепенно увеличивая их. Когда начинаются более энергичные движения, дети становятся на носки при взмахах.
  • Во время 15 такта мелодия проигрывается с замедлением. Дошкольники постепенно ослабляют взмахи.
  • После 16 такта все останавливаются.

Движения сначала лучше провести без музыкального сопровождения и показать на личном примере. Акцент нужно делать во время напряжения и ослабления рук, чтобы дети хорошо их чувствовали.

Упражнение также направлено на тренировку пластичных движений, позволяющих в дальнейшем выполнять сложные упражнения.

Музыку можно использовать любую. В примере представлена композиция Т. Ломовой.

Музыка Т. Ломовой

Технологическая карта игры «Волшебная коробка»: таблица

Название Цель Приёмы Материалы Ход игры
«Волшебная коробка» Научить детей различать инструменты по звучанию Наглядный и практический
  • цветная коробка,
  • музыкальные инструменты,
  • аудиозаписи их звучания,
  • карточки с изображениями.
В начале игры воспитатель показывает и даёт детям рассмотреть коробку со всех сторон. Ребята должны назвать изображённые на ней инструменты. Затем рассказывает о волшебстве этой коробки, ведь она непростая, потому что внутри живут музыкальные инструменты. Воспитатель ставит коробку рядом с разложенными карточками. Затем все прослушивают записи и угадывают инструменты. Угадавший вынимает инструмент и кладёт его к подходящей картинке. Для детей подготовительной группы задание может быть простым, поэтому можно его усложнить: угадавшему нужно сыграть на инструменте под музыку.

Приёмы проведения музыкальных игр с детьми 5–6 лет

Для успешной организации музыкальной игры педагогу важно подобрать подходящее сочетание методических приёмов

Таблица: основные приёмы организации музыкальных игр в старшей группе

Группа приёмов Приём Для чего используется Пример
Группа речевых способов взаимодействия Объяснение Для разъяснения порядка выполнения игровых действий. Может осуществляться от лица сказочного персонажа. Объяснение игры «Три медведя» в своей практике я организую от лица персонажей одноимённой сказки, предварительно разделив детей на 3 команды под героев сказки: команда «Михайло Потапыча», «Настасьи Петровны», «Мишутки».В.: Ребята, меня зовут Михайло Потапыч, я тяжело ступаю, так что, услышав такой ритм (даю послушать), вы потопайте ногами.Так же объясняют задания своим командам и остальные персонажи.
Загадки, стихотворения Для включения, повышения мотивации ребят. Чтобы не отвлекать от самой игры и не затягивать вводный этап работы (дети очень азартно принимаются отгадывать и забывают о том, что собирались играть), загадки и стихотворения я использую в качестве иллюстрации музыкального материала игры. Например, перед игрой с бубнами: трое детей с инструментами стоят внутри круга участников, отбивают ритм, под который ребята танцуют, а затем присаживаются и закрывают глаза. Тогда музыканты тихо выходят из круга и кладут бубны за спины любых троих участников. По сигналу дети начинают искать бубны, нашедшие идут в круг.
Сказки Обычно применяется в форме письма от сказочного персонажа, обращающегося к детям за помощью, в которую входит участие в игре.
Группа наглядных приёмов Картинки, иллюстрации, игрушки Для облегчения восприятия и запоминания материала. В игре «Репетиция оркестра» педагог показывает детям изображения всех музыкальных инструментов, задействованных в оркестре.
Демонстрация (воспитатель сам показывает движения и действия) Для наглядного восприятия порядка выполнения игровых действий в музыкальных подвижных играх. В игре «Волшебная шляпа», в которой дети стоят в хороводе и под музыку передают друг другу волшебную шляпу. Когда музыка обрывается, тот, у кого в руках оказался головной убор, мимикой и жестами показывает животное (сказочного персонажа, предмет и т. п.). Пример такой пантомимы показывает педагог.
Показ (педагог показывает малышам видеоролики, в которых дети играют в ту или иную игру) Для повторения порядка выполнения движений в подвижной игре «Рыбки и сеть» (дети в роли рыбаков под ритмичную музыку осаливают рыбок и, образуя «сеть», стараются сделать её ещё больше) я предлагаю ребятам посмотреть видеоролик.
Практические способы взаимодействия Рисунки, аппликации, лепка Для закрепления материала игры. После игры «Третий лишний», в которой ребята увидели арфу, они в рисунке воспроизводят её визуальный образ.

Видео: приём показа — музыкальная подвижная игра «Рыбки и сеть»

Смотрите это видео на YouTube

Атрибуты для музыкальных игр

Наглядный материал для музыкальных игр является важной частью предметно-развивающей среды группы. Наполнение музыкального уголка в старшей группе, кроме уже имеющихся атрибутов (погремушек, бубнов, треугольников, металлофона), дополняется:

  • портретами композиторов (Чайковский, Вивальди, Бах);
  • обновлённым набором иллюстраций по теме «Времена года»;
  • реквизитом для музыкальных дидактических (лото, домино и пр.) и подвижных, хороводных игр (костюмами сказочных персонажей для водящего, шапками с мордами животных и пр.);
  • игрушками-самоделками (например, погремушками из контейнеров от киндер-сюрпризов, бубнами из одноразовых тарелок с рыболовными бубенцами и др.);
  • рисунками детей по темам игр;
  • аудио- и видеоматериалами к играм.

Успех музыкального развития детей зависит от методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности, применяемых в работе с детьми.

Музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста осуществляется в основном посредством занятий. Подобранный репертуар системы позволяет выстраивать занятия вокруг какой-либо темы, объединить их сюжетом, сказкой, игрой и облегчает варьирование их видов. Для развития образной речи детей использовала стихотворения, сказочные сюжеты. Сюжетные занятия расковывают детей, способствуют проявлению их творчества в разных видах музыкальной и художественной деятельности.

Дети встречаются со слушанием музыки в процессе всей музыкальной работы с ними — в пении, музыкально-ритмических движениях, музыкально-дидактических играх, игре на инструментах. Перед тем, как начать разучивать пляски или игры, детям предлагаю послушать соответствующий музыкальный материал.

Использую в повседневной жизни детского сада активное восприятие музыки:

  • тематические концерты,
  • беседы-концерты,
  • вечера.

Сосредоточиваю внимание детей на какой-либо важной музыкальной теме, расширяющей их представления о стилях, жанрах. Например, рассказываю о старинной музыке и даю послушать ее в исполнении различных музыкальных инструментов, для которых она написана (клавесин, флейта, камерный ансамбль, оркестр, орган). Беседу о музыке сопровождаю показом репродукций картин, дающих представление о жизни, обычаях людей той эпохи, в которую было создано произведение, об искусстве тех времен

Беседу-концерт посвящаю творчеству композиторов как зарубежных, русских, так и современников

Беседу о музыке сопровождаю показом репродукций картин, дающих представление о жизни, обычаях людей той эпохи, в которую было создано произведение, об искусстве тех времен. Беседу-концерт посвящаю творчеству композиторов как зарубежных, русских, так и современников

Например, рассказываю о старинной музыке и даю послушать ее в исполнении различных музыкальных инструментов, для которых она написана (клавесин, флейта, камерный ансамбль, оркестр, орган). Беседу о музыке сопровождаю показом репродукций картин, дающих представление о жизни, обычаях людей той эпохи, в которую было создано произведение, об искусстве тех времен. Беседу-концерт посвящаю творчеству композиторов как зарубежных, русских, так и современников.

Чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальных занятиях, можно сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии, в том числе и компьютерные. Применяя ИКТ в работе с дошкольниками, я использую в своей работе мультимедийные возможности компьютера для повышения мотивации к восприятию музыки и облегчения усвоения детьми музыкального материала различной направленности.

Так, например, музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста осуществляется с использованием цифровых технологий в фото- и видеосъемке. Включаю в слайд-шоу или презентацию в качестве вариативной наглядности образ, хорошо знакомый ребенку, при этом запускаю сразу несколько психических процессов:

узнавание музыкального образа вызывает радость, а для детей дошкольного возраста это немаловажно;
способствует развитию обобщения;
обратный процесс, когда, встретив в своем окружении предмет, о котором уже говорили и видели его на экране, у ребенка выстраивается цепочка воспроизведения остального материала, связанного с этим предметом (ассоциативная память).

Использование в работе информационных и коммуникационных технологий в процессе музыкального развития дошкольников помогает значительно разнообразить музыкальную деятельность детей, повышает познавательный интерес дошкольников во время музыкальных занятий. Мультимедиа-средства по своей природе интерактивны, поэтому дети, воспринимая мультимедиа-продукты, не остаются пассивным, информация подается с видеосюжетом и музыкальным сопровождением.

Приёмы проведения музыкальных игр с детьми 5–6 лет

Для успешной организации музыкальной игры педагогу важно подобрать подходящее сочетание методических приёмов

Таблица: основные приёмы организации музыкальных игр в старшей группе

Группа приёмов Приём Для чего используется Пример
Группа речевых способов взаимодействия Объяснение Для разъяснения порядка выполнения игровых действий. Может осуществляться от лица сказочного персонажа. Объяснение игры «Три медведя» в своей практике я организую от лица персонажей одноимённой сказки, предварительно разделив детей на 3 команды под героев сказки: команда «Михайло Потапыча», «Настасьи Петровны», «Мишутки». В.: Ребята, меня зовут Михайло Потапыч, я тяжело ступаю, так что, услышав такой ритм (даю послушать), вы потопайте ногами. Так же объясняют задания своим командам и остальные персонажи.
Загадки, стихотворения Для включения, повышения мотивации ребят. Чтобы не отвлекать от самой игры и не затягивать вводный этап работы (дети очень азартно принимаются отгадывать и забывают о том, что собирались играть), загадки и стихотворения я использую в качестве иллюстрации музыкального материала игры. Например, перед игрой с бубнами: трое детей с инструментами стоят внутри круга участников, отбивают ритм, под который ребята танцуют, а затем присаживаются и закрывают глаза. Тогда музыканты тихо выходят из круга и кладут бубны за спины любых троих участников. По сигналу дети начинают искать бубны, нашедшие идут в круг.
Сказки Обычно применяется в форме письма от сказочного персонажа, обращающегося к детям за помощью, в которую входит участие в игре.
Группа наглядных приёмов Картинки, иллюстрации, игрушки Для облегчения восприятия и запоминания материала. В игре «Репетиция оркестра» педагог показывает детям изображения всех музыкальных инструментов, задействованных в оркестре.
Демонстрация (воспитатель сам показывает движения и действия) Для наглядного восприятия порядка выполнения игровых действий в музыкальных подвижных играх. В игре «Волшебная шляпа», в которой дети стоят в хороводе и под музыку передают друг другу волшебную шляпу. Когда музыка обрывается, тот, у кого в руках оказался головной убор, мимикой и жестами показывает животное (сказочного персонажа, предмет и т. п.). Пример такой пантомимы показывает педагог.
Показ (педагог показывает малышам видеоролики, в которых дети играют в ту или иную игру) Для повторения порядка выполнения движений в подвижной игре «Рыбки и сеть» (дети в роли рыбаков под ритмичную музыку осаливают рыбок и, образуя «сеть», стараются сделать её ещё больше) я предлагаю ребятам посмотреть видеоролик.
Практические способы взаимодействия Рисунки, аппликации, лепка Для закрепления материала игры. После игры «Третий лишний», в которой ребята увидели арфу, они в рисунке воспроизводят её визуальный образ.

Видео: приём показа — музыкальная подвижная игра «Рыбки и сеть»

Атрибуты для музыкальных игр

Наглядный материал для музыкальных игр является важной частью предметно-развивающей среды группы. Наполнение музыкального уголка в старшей группе, кроме уже имеющихся атрибутов (погремушек, бубнов, треугольников, металлофона), дополняется:

  • портретами композиторов (Чайковский, Вивальди, Бах);
  • обновлённым набором иллюстраций по теме «Времена года»;
  • реквизитом для музыкальных дидактических (лото, домино и пр.) и подвижных, хороводных игр (костюмами сказочных персонажей для водящего, шапками с мордами животных и пр.);
  • игрушками-самоделками (например, погремушками из контейнеров от киндер-сюрпризов, бубнами из одноразовых тарелок с рыболовными бубенцами и др.);
  • рисунками детей по темам игр;
  • аудио- и видеоматериалами к играм.

Фотогалерея: примеры самодельных музыкальных игрушек

Трещотка делается из обычных деревянных линеек

С помощью бубна из одноразовой тарелки можно создать музыкальную картину зимнего леса, тройки с бубенцами

Звучание такого дискофона отличается от обычной деревянной трещотки

В контейнеры из-под киндер-сюрпризов можно насыпать различные материалы, соответственно, и звучание будет различным

Анализ проведения уроков и примеры конспекта

Анализ подвижной игры должен включать в себя:

  • общие сведения о группе (количество игроков и их возраст, состояние здоровья и уровень физической подготовки);
  • условия, в которых проводилась игра;
  • подготовленность воспитателя (имеется ли у него план проведения);
  • как подготовлено место проведения и инвентарь (заранее или в процессе);
  • соответствует ли внешний вид детей и воспитателя спортивному занятию;
  • как была организована подвижная игра (соответствовала ли таймингу, следовала ли плану);
  • как реализовывались образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи;
  • оценивается уровень мастерства ведущего (чаще всего воспитателя);
  • общая оценка подвижной игры и предложения по совершенствованию.

В карточке конспекта отражаются:

  • название игры, состав группы, ФИО воспитателя, наименование ДОУ;
  • реализуемые цели;
  • требуемый инвентарь.

Обратите внимание! Подвижные игры важны в любом возрасте, но особую роль им отведено для воспитанников детсада старшей группы. Помимо физического развития, в процессе занятий улучшаются интеллектуальные и умственные способности

К тому же проводить их можно не только в детском саду, но и дома, и во время повседневной прогулки

Помимо физического развития, в процессе занятий улучшаются интеллектуальные и умственные способности. К тому же проводить их можно не только в детском саду, но и дома, и во время повседневной прогулки.

Музыкальные занятия для детей 1-3 лет | Анна Новик

Что говорить родителям

У большинства родителей нет сомнений в том, что занятия музыкой — это отличный способ развития ребенка. Однако мамы и папы не всегда знают как, когда и чем именно может заниматься их малыш, если ему еще нет и трёх лет.

  • Клиенты, приводящие малышей в детский клуб, зачастую хотят получить профессиональные объяснения — для чего нужны музыкальные занятия или музыкальные упражнения в составе занятий по раннему развитию.
  • К сожалению, не всегда администраторы могут дать развернутые ответы — у них просто нет знаний об этой сфере развития детей.
  • Я предлагаю вам статью, в которой доступно и лаконично отвечаю на самые часто задаваемые вопросы и привожу факты, которые помогут вам убедить родителей начать музыкальные занятия с детьми как можно раньше.
  • Дайте почитать этот текст администратору, и он сможет более грамотно разговаривать с родителями.
  • Педагогу эта информация тоже поможет — когда есть готовая структурированная аргументация, общаться всегда легче.
  • Наиболее частые вопросы касаются:
  • оптимального возраста для начала таких занятий
  • видов музыкальной деятельности
  • способов развития у детей чувства ритма, музыкальной восприимчивости и отзывчивости.

У всех ли детей есть музыкальный слух?

Чем раньше малыш слышит хорошие музыкальные образцы —  тем быстрее развивается его музыкальный слух. Если с раннего детства мама поет ребенку колыбельные песенки, малыш раньше начнет свои первые попытки интонирования – подпевания за мамой. Что в будущем поможет быстрому развитию речи.

Конечно, музыкальные задатки детям даны в разной мере. Однако с помощью музыкальных занятий, опираясь на интерес, который испытывают дети к музыке, можно подобрать такие комплексы упражнений, которые помогут развить имеющиеся способности и привить любовь к музыкальной деятельности у каждого малыша.

С какого возраста?

К  годовалому возрасту малыш вполне готов участвовать в групповых занятиях вместе с мамой, однако это должны быть небольшие по составу группы, с выраженным позитивным настроем и очень деликатной подачей музыкального материала.

Виды музыкальной деятельности

Для детей раннего возраста существует достаточно большой арсенал упражнений, направленных на развитие музыкальных задатков. К основным видам музыкальной деятельности детей раннего возраста я могу отнести игру на детских музыкальных инструментах, песенки-попевки, музыкальные ритмические разминки, игры на развитие слухового восприятия, простейшие коммуникативные танцы.

Способы развития музыкальных способностей

Безусловно, ведение музыкальных занятий в игровой форме, эмоционально и позитивно, требует от педагога профессионального мастерства и большой энергетической отдачи

Однако кто «горит» детским развитием и стремится качественно улучшить свои занятия, обязательно должен обратить свое внимание на плюсы, которые дает детям музыкальное развитие в раннем возрасте

Плюсы музыкального развития в раннем возрасте

Научно доказано, что с помощью музыкальных упражнений и игр у детей раннего возраста:

  • улучшается психоэмоциональное состояние
  • развивается слуховое восприятие
  • стимулируется развитие речи
  • развивается кратковременная память
  • увеличивается концентрация внимания
  • активизируются мыслительные процессы
  • совершенствуется координация движений
  • развивается музыкальный слух и голос
  • налаживается вокально-слуховая координация
  • формируются эстетические представления, музыкальный вкус.

Надеюсь, что эта статья поможет вам раскрыть родителям всю прелесть музыкальных упражнений и иметь больше благодарных учеников.

А в вашем клубе родители интересуются музыкой для малышей?

« Три окошка »

О.Н.Анцыпирович, О.Н.Зыль «В мире музыки», с.35

Возраст: от 3 до 4 лет

Задачи:

1. Создавать условия для формирования представлений о музыке в обобщённых эстетических моделях.

2. Создавать условия для формирования представлений о жанре музыкального произведения

Цель: закреплять представления о первичных музыкальных жанрах

( песня, танец, марш).

Игровые материалы и оборудование: декорация «Золотая осень» (листы 1-3); графическая основа—прорезанные в фасаде теремка окошки с наклеенными с обратной стороны кармашками; комплект из трёх карточек с изображением персонажей (мышонок, заяц, лиса) в ситуациях, символизирующих один из трёх первичных музыкальных жанров ( лист 25); аудиозаписи трёх  отрывков музыкальных произведений в жанре колыбельной песни, танца, марша.

Игровые правила: количество играющих не ограничено. Под звучащий музыкальный отрывок играющим необходимо воспроизвести движения, характерные для жанра, и назвать этот жанр, убедиться в правильности ответа можно с помощью модели. Игра продолжается до тех пор, пока не прозвучат  три музыкальных отрывка.

Игровые действия: узнавание первичных музыкальных жанров, двигательное отражение функционального назначения жанра, название жанра и проверка правильности ответа.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: