Учим говорить ребенка от полугода до 1 года
Начиная с 6 месяцев, кроха осваивает произнесение простых слогов, лепечет. Примерно в этом возрасте обычно произносится по слогам первое слово «ма-ма». Знает свое имя, поворачивает головку, когда его зовут, знает названия игрушек, предметов домашнего обихода. Если спросить у него: «Где зайка? Где мишка?», смотрит в нужном направлении. В это время нужно побольше общаться с ребенком, постепенно приучая его к звучанию коротких слов, состоящих из 1-2-х слогов, отвечая на его лепет.
ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: в каком возрасте маленькие дети начинают говорить первые слова?
В возрасте 7-8 месяцев ребенок уже умеет сидеть, он с радостью воспримет игру в ладушки, в сороку, которая варила кашку. Все действия по уходу за малышом, все игры с ним необходимо проговаривать. Например, купая его, можно рассказывать стишок: «Чистая водичка умоет маме личико, бабушке – ладошки, а ножки – Антошке!»
Теперь уже можно поиграть с ним в «ку-ку». Закрыв лицо руками, мама спрашивает: «Где мама?» а снова показавшись малышу, говорит: «Ку-ку!». Кроха будет реагировать радостным визгом, и вскоре сам научится прятаться и выглядывать.
С 8 до 9 месяцев малыша можно научить звуками изображать животных. Показав ему на прогулке собаку или кошку, скажите: « Вот собачка, она делает ав-ав, это киса, она делает мяу-мяу». Потом малыш уже сам будет вам показывать ручкой собачку или кошечку, сопровождая свои жесты голосом.
Много пользы для развития речи принесут игры, в которых называются части тела. Можно показать ребенку, где у куклы глазик, где головка, где животик, где ножка, громко и отчетливо называя их. Дальше предложите малышу показать, где у него глазки, где ушки, носик, потом – где у взрослого.
Логопедические занятия по развитию речи у детей
Если вас что-то беспокоит в том, как ребенок осваивает родную речь, не тяните, поговорите с педиатром — при необходимости он направит на дополнительные консультации к неврологу, логопеду, дефектологу, психологу, окулисту, отоларингологу. Если некоторые нарушения развития речи были обнаружены, то ваша совместная работа с этими специалистами (при условии следования их инструкциям и выполнения домашних заданий) обязательно даст положительный эффект и приведет к намеченной цели.
Что может сделать логопед. Логопед — это, пожалуй, самый главный помощник родителей в данном случае. К логопеду нужно обращаться, даже если ребенок не выговаривает всего пару букв. Специалист не только выявит дефекты, но и начнет работать над исправлением произношения. Он владеет всеми тонкостями артикуляционной гимнастики и массажа и обязательно поможет, используя свой профессиональный опыт.
Обычно при обращении к логопеду назначаются регулярные занятия с применением различных техник для развития языковой подвижности, которые специалист считает эффективными в конкретном случае
Важно точно и ежедневно выполнять указания и регулярно посещать консультации. Только совместными усилиями можно в короткий срок успешно преодолеть логопедические проблемы при речевых нарушениях.
Можно делать некоторые упражнения и самим, но важно следить за тем, чтобы малышу было интересно: пусть занятия проводятся в игровой форме, не будут поначалу длиться больше 5 минут, и лучше делать их каждый день. Не забывайте хвалить ребенка.
Формирование речевых навыков происходит естественным образом, когда малыш растет в принимающей среде, в которой обеспечены возможности для его непрерывного развития
Задача родителей в период младенчества и раннего детства — обеспечить ребенка вниманием, поддержкой и общением.
Поэтому в заключение мы хотим вам напомнить о самом важном. Как бы ни развивался ваш малыш, какие бы игры, занятия, методики и упражнения вы для него ни подбирали, главное — помнить о том, что ребенку в первую очередь нужно простое ежедневное общение с вами
Не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания. Именно это будет основным импульсом для развития ребенка.
Как бы ни развивался ваш малыш, какие бы игры, занятия, методики и упражнения вы для него ни подбирали, главное — помнить о том, что ребенку в первую очередь нужно простое ежедневное общение с вами. Не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания. Именно это будет основным импульсом для развития ребенка.
Поэтому в заключение мы хотим вам напомнить о самом важном. Как бы ни развивался ваш малыш, какие бы игры, занятия, методики и упражнения вы для него ни подбирали, главное — помнить о том, что ребенку в первую очередь нужно простое ежедневное общение с вами
Не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания. Именно это будет основным импульсом для развития ребенка.
Если вы самостоятельно проводите с ребенком развивающие занятия, наберитесь терпения (возможно, результат не будет виден сразу) и не бросайте начатое дело. И вы с вашим малышом обязательно добьетесь успехов!
Список использованной литературы
- Денисова Дарья, Маяковский В. В., Янушко Е.А. Полный годовой курс занятий 2-3 лет. Москва: Издательство «Мозаика-Синтез», 2012. — 215 с.
- Жукова Н. С. Развитие речи. Мир вокруг тебя. Москва: Издательство «Эксмодетство», 2016. — 36 с.
- Новиковская О. А. Большой альбом по развитию речи для самых маленьких. Москва: Издательство «АСТ», 2016. — 160 с.
- Комзалова Т. А. Первая книга знаний. Москва: Издательство «Русич», 2016. – 48 с.
Если изменились реквизиты банковского счета
Для этого нам понадобится среднее количество дней в месяце, то есть 30,4 умножить на количество месяцев из задачи, то есть 20.
Этот вид господдержки будет назначен на 28 млн детей. То есть в общей сложности из бюджета на эти цели выделят 280 млрд рублей.
Все привыкли к этой ошибке расчёта. Но в народе давно бытуют 2 вопроса-понятия: «Сколько тебе стукнуло?» и «Сколько тебе исполнилось?». Исполнилось — Из Полна — Полных… Так что поздравляю всех — каждый из нас, кто прочитал сейчас, помолодел на ЦЕЛЫЙ ГОД!!!
Спасибо, очень познавательно! Однако, не все рождаются в 00ч 00мин, поэтому на счет прожитых часов, минут и секунд данные не корректны.
В связи с коронавирусом в России ввели различные меры поддержки граждан, в том числе выплату по 5000 рублей на детей до 3 лет, рассчитанную на три месяца — апрель, май и июнь 2020 года. Пособие положено семьям, в которых есть дети указанного возраста, при этом они должны проживать в России и иметь гражданство РФ.
Как отмечают в ПФР, на это есть больше трёх месяцев — документы принимаются до 30 сентября включительно. Если заявление одобрят и перечислят выплаты, то дополнительная сумма в 10 тысяч рублей предоставляется семье автоматически. Таким образом, подавать отдельное заявление, чтобы получить июльскую меру поддержки, в любом случае не нужно. На федеральном уровне ничего о возможных выплатах в августе не говорят. Напомним, эта мера поддержки изначально была декларирована как разовая.
Физическое развитие ребенка в 12 месяцев
К году ежемесячные прибавки веса чаще всего не превышают 300–350 граммов. Среди опытных мам и педиатров со стажем популярно негласное правило: к 12 месяцам ребенок должен утроить свой вес при рождении. И действительно, важным показателем для оценки физического развития является первоначальная масса тела.
Длина тела малышей также зависит от данных при рождении и колеблется от 70 до 80 сантиметров.
Сравнить вес и рост малыша со средними значениями можно с использованием таблиц норм Всемирной организации здравоохранения (англ. WHO, ВОЗ) и Центра по контролю заболеваний и профилактики (англ. CDC, ЦКЗ).
Речевые способности ребенка
На речь малыша стоит обратить особое внимание в это период. Ведь он уже умеет слушать, как говорят окружающие, и подражает им
Это значительно увеличит словарный запас ребенка. Хорошее решение – чтение книг крохе
Для занятых родителей подойдут аудиокниги или видео блоги. Хотя в таком случае стоит уделить внимание подбору подходящего контента
При общении важно описывать детали и формы вещей. В этом возрасте (20 мес.) малыш уже способен различать их
Кроме того, происходит активное пополнение словарного запаса на подсознательном уровне. Дети уже могут строить правильно простые предложения. Часто эти высказывания формулируются в утвердительной форме
В этом возрасте (20 мес.) малыш уже способен различать их. Кроме того, происходит активное пополнение словарного запаса на подсознательном уровне. Дети уже могут строить правильно простые предложения. Часто эти высказывания формулируются в утвердительной форме.
Приучение к горшку и развитие речи – главные задачи возраста
Пример: «Сейчас мы надеваем красную шапку »
Стоит уделить внимание совместной коммуникации с ребенком. Не стоит забывать и о его общении со сверстниками
Ребенок должен проводить достаточное количество времени с детьми своего возраста (20 мес.). Впоследствии это окажет значительную помощь в развитии.
Общение со сверстниками обязательно для этого возраста
На речь достаточно сильно влияет контакт с родителями. Поэтому разговаривать с ребёнком нужно даже до того как он достигнет годовалого возраста
Обязательно стоит уделять внимание мелкой моторике. От этого напрямую зависит речевое развитие. Можно делать элементарный массаж пальцев
Навыки ребенка в возрасте 1 год и 8 месяцев
К этому возрасту девочки и мальчики осознают себя отдельными личностями. Они еще не полностью «оторваны» от мамы, но точно знают, что мама и они — это разные люди. Проявляется такое знание в том, что многие не только точно знают, но и могут назвать свое имя и имена родителей.
Чему еще ребенок к этому возрасту уже научился?
- Повторять все действия за взрослыми, пытаться помочь и быть полезным. Не стоит ограничивать малыша в его попытках, даже если они сильно тормозят, к примеру, процесс уборки или готовки.
- Четко выражать свои желания и сопротивляться тому, что не хочется делать — говорить четкое и ясное «Нет!».
- Кроха легко определяет основные цвета, может показать красные предметы, синие, желтые и т .д. Многие детки уже видят и различают оттенки и полутона. То же самое с фигурами: малыш знает, где круг, где квадрат и где треугольник.
- Деки к двадцати месяцам должны знать, где лежит какой-то известный им предмет (даже если он находится вне зоны видимости) и принести его по просьбе взрослого.
- Ребятишки начинают проявлять интерес друг к другу и играть в простейшие совместные игры.
ВАЖНО! В возрасте 1 год 8 месяцев пора прививать детям бытовые навыки: раздеваться самостоятельно, понимать, для чего предназначены или не предназначены те или иные вещи (горшок не надевается на голову, а перчатки — на ноги).
Вопрос шестой – развиваем разговор фразами
От года и 3 месяцев до года и 6-7 месяцев ребенок должен разговаривать простыми односложными фразами. У девочек этот процесс происходит, как правило, на несколько месяцев раньше, нежели у мальчиков.
Сколько нужно развивать такое умение у ребенка – вопрос сугубо индивидуальный. Но развитие такой речевой активности должно происходить при непосредственном воздействии взрослого.
Обычно малыш говорит слово, которое обозначает и предмет, и действие одновременно. Например «мама» может означать «Вот мама», «Мама, дай» или любое другое.
Услышав такое слово, постарайтесь выяснить, чего же именно хочет ваше чадо. Выполняйте действие и комментируйте его вслух. После этого попросите вашего малыша повторить то же самое. Слова, подкрепленные действием, лучше запоминаются.
Влияние деятельности ребенка на его речевое развитие
Усвоение правильных речевых навыков является длительным процессом, требующим разнообразных, регулярно используемых видов деятельности. Накопленные ребенком в процессе предметно-игровой деятельности впечатления становятся базой для понимания значений слов и формирования их связи с образами реальных предметов. Игровой процесс развивает язык, необходимый для организации игры. Даже самостоятельно играющий ребенок разговаривает, инстинктивно используя язык как наиболее совершенное средство, позволяющее устанавливать связь с окружающим миром. В игре наиболее ярко и полно выражается самодеятельность в языковой области.
Основные мероприятия по стимуляции речевого развития детей раннего возраста состоят, по большей части, из организации игровой деятельности. Выполнение игровых упражнений, имитация действий способствует созданию эмоционально положительного настроя ребенка. Большое значение оказывают упражнения на развитие общей и ручной моторики.
В игровом методе предполагается использовать разнообразные компоненты игровой деятельности и сочетать их с другими приемами: показ, пояснение, указания. Ведущим элементом метода является сюжетно-ролевая игра. Основную роль в игре выполняет родитель, способный организовать и активизировать деятельность малыша. Взрослые должны уметь организовать игровую деятельность ребенка, участвовать в ней, направить игру в необходимое русло
Важно использовать наглядные методы для стимуляции речевого развития ребенка. Основными методами являются: наблюдение, рассматривание картинок, просмотр мультфильмов, прослушивание аудиозаписей
Наглядные средства обязательно подбираются с учетом индивидуально-психологических особенностей ребенка.
Физиология
- Рост мальчиков в возрасте 1 год 8 месяцев в среднем колеблется от 80 до 85 см. У девочек — 78-83 см.
- Вес мальчиков в это время составляет около 11-12,5 кг, а девочек — 10-12 кг.
- Окружность головы: 48-50 см у мальчиков и 46,5-49 см у девочек.
- Зубы у всех крох прорезываются по-разному, поэтому к году и 8 месяцам у одних может быть 13-14 зубиков, а у других уже все 18.
ВАЖНО! Многие родители часто беспокоятся о том, что у их чада прорезаются зубки, но врачи утверждают, что волноваться не стоит. 20 зубов к 2-м годам — показатель очень средний
Если столько же зубиков будет не к 2-м, а к 2,5 или даже к 3-м годам — это тоже в рамках нормы.
Чтобы ребенок физиологически нормально развивался, ему необходим здоровый сон. В этом возрасте в идеале малыш должен спать около 13-ти часов в сутки (с учетом ночного и дневного сна). Если днем он никак не хочет засыпать, то надо устроить его распорядок таким образом, чтобы он хотя бы просто отдыхал в середине дня.
Полезные игры и игрушки
Ребенку этого возраста нужен набор игрушек, которые будут способствовать его гармоничному развитию:
- кубики;
- пирамидки;
- мозаика (пазлы);
- наборы овощей и фруктов;
- сортеры, матрешки, вкладыши;
- мячи;
- игрушки для купания;
- материалы для творческих занятий (пластилин, карандаши, краски);
- звуковые и музыкальные игрушки (издающие разные звуки окружающего мира, проигрывающие разные мелодии; музыкальные инструменты, например металлофон, пианино, дудочка).
Но всегда стоит помнить, что малыш будет развиваться правильно и своевременно, только если вы будете играть с ним вместе, обговаривая и показывая способы работы с игрушкой, разучивая новые игры. Можно, к примеру, выбрать следующие игры.
- Найди гараж. Малышу предлагается несколько коробок разного размера и столько же машинок, тоже разной величины. Его задача – подобрать каждой машинке гараж по размеру.
- Положи это на место. Нужно собрать в одном месте разные предметы, которые всегда находятся в доме на определенных местах (подушка с дивана, пульт от телевизора, полотенце для рук и т. д.). Ребенок должен отнести каждый предмет на его место.
- Магнитная сказка. Для нее подойдут такие простые детские сказки, как «Репка» или «Колобок». Нужно приобрести магнитную доску и магниты соответствующих фигурок. Прочитав сказку, мама выстраивает животных в том порядке, в каком они появлялись. Затем ребенок должен повторить эту цепочку.
- Боулинг. Понадобятся небольшой мячик и несколько пол-литровых пластиковых бутылок. Эти «кегли» нужно выстроить в ряд, отойти на пару шагов и покатить на них мяч, чтобы он свалил их. Затем малыша просят повторить. Если ему сложно будет катить мячик, пусть бросит его в «кегли», пытаясь попасть.
- Обед. Это простейшая игра с бытовыми предметами, которые так любят детки в этом возрасте. Ребенку предлагают кастрюлю, ложки, пластиковые тарелки, половник. В разных емкостях или пакетах ему дают крупы, бобовые, макароны. Затем мама показывает, как все это нужно ложкой сложить в кастрюлю, перемешать, затем разложить по тарелкам. Пусть кроха попробует все это повторить, наслаждаясь участием во «взрослом деле».
- Сортировка. Пригодится, когда ребенок решит помочь маме постирать. Вариантов игры много. Можно попросить малыша отсортировать вещи по цветам (отобрать только белое, только красное), либо по назначению вещей (шортики отдельно, носочки отдельно, полотенца отдельно). Можно предложить чаду подбирать прищепки для каждой вещи соответствующего цвета (тогда нужно заранее запастись необходимым количеством прищепок нужных цветов).
Ребенок все ближе подходит ко второму дню рождения. Да, он уже, бесспорно, многого достиг. Но это вовсе не значит, что взрослые могут дистанцироваться и предоставить ему полную самостоятельность. Ведь очень скоро она перерастет в одиночество
Именно наше постоянное внимание и участие – залог гармоничного развития малышей и успешного преодоления возрастных кризисов
Какие должны быть игры у ребенка в 1 год и 8 месяцев
Ребенок должен уметь самостоятельно бегать и избегать препятствия. Кроме того он не должен бояться подниматься по ступенькам.
Пазлы для детей до 2-х лет
Игра «Положи на место» для активных и непоседливых детей. Она отлично стимулирует память. Необходимо собрать предметы, которые всегда находятся на определенном месте. Например, фотография ы рамочке или пульт от телевизора. И попросить кроху разложить их по местам.
Игра под названием «Боулинг» потребует дополнительных реквизитов: мяч среднего размера и несколько любимых ребенком предметов. Они должны быть легкими и свободно помещаться в руке. Их нужно поставить в линию. А после малыш должен бросать их, имитируя игру в боулинг
Это отлично развивает координацию и моторику.
Для каждого ребенка важно подражать взрослым. Поэтому игра «Приготовим обед» понравится практически всем
Посуду можно выделить либо из обычной кухни. Либо купить игрушечный набор. В 20 месяцев дети без труда могут играть таким инвентарем.
Развивающие игры для детей 1 год 8 месяцев
Малыш в возрасте 1 год и 8 месяцев может уметь собирать пазлы без помощи взрослых (хотя стоит контролировать этот процесс из-за мелких предметов) и различать цвета. Помимо игр он должен уметь и находиться в воде.
Даже купание можно превратить в интересную игру
Поэтому стоит использовать игрушки для ванной не только как развлечение, но и как дополнительную возможность для развития. Попросите малыша показать, как плавает уточка или плывет кораблик.
https://youtube.com/watch?v=VaidPYv1GUw
Общее развитие ребенка
Когда ребенку исполнился 1 год и 8 он уже должен испытывать естественное желание самоутвердиться и помочь окружающим. Поэтому необходимо приучать ребенка к уборке и домашним делам. Дайте ему возможность уже сейчас реализовать свой потенциал – 20 месяцев вполне подходящий для этого возраст. Он уже может уметь держать в руках легкую кружку или класть подушку на кровать. Ребёнок в состоянии запомнить, где лежат его игрушки, и может различать основные цвета.
В 1,8 года малыш может самостоятельно играть до 20 минут
В 1 год и 8 месяцев он может играть со сверстниками и начинает проявлять свой характер. Не стоит подавлять его индивидуальность, ведь в будущем ему нужно уметь отстаивать свою точку зрения.
Вопрос восьмой – как развивать мелкую моторику и зачем?
Первым делом разберемся с вопросом «Зачем?» Психологи утверждают, что таким образом мозг ребенка начинает формировать стойкие нейронные связи, которые очень важны при обучении речи. Поверим на слово светилам педиатрии и займемся делом.
Возьмите горох или фасоль, насыпьте в миску и на глазах ребенка поместите туда его небольшие игрушки, яркие шарики или кубики. Затем вместе с малышом найдите эти предметы. Через некоторое время он сам будет проделывать такую манипуляцию. Сколько времени ему на это понадобиться – сугубо индивидуально.
Такой прием позволяет не только развивать речь, непременно называя извлеченный предмет. Горошинки мягко массажирую пальчики, в которых находится большое количество нервных окончаний. Это подготовительный этап для более сложных действий.
С ребятишками в возрасте от года и до 15-18 месяцев уже целесообразно играть в другие игры, и эту при желании можно оставить.
- Работа с бумагой. Научить ребенка вначале просто рвать бумажку на большие куски, затем помельче. Потом можно переходить к складыванию в различные плоские фигурки. Хотите объемные – сделайте сами, привлекая малыша к самым простым манипуляциям. Если у него не будет получаться то, что он видит у вас, можете отбить охоту к таким занятиям вообще.
- Лепка. Возьмите пластилин, только для самых маленьких. Из него легче всего ребенка научить лепить простые предметы, которые он видит вокруг. Придумайте свою сказку или используйте уже известную. Самым удачным примером может быть «Колобок», где вы лепите и главного героя, и репку. А затем из всего арсенала игрушек находите героев сказки.
- Сухое рисование. Научить малыша пальчиками выводить произвольные линии на песке очень просто. Если это в квартирке – насыпьте на поднос манки, пшена или другой мелкой крупы и пусть малыш рисует на ней.
- Рисование на бумаге. Есть специальные медовые краски. Ручки малыш опускает в краску и на большом листе бумаги оставляет свои отпечатки. Пусть вначале посмотрит, какая ладошка у него, а какая у мамы или папы. Затем кончиками пальцев нужно учить малыша делать несложные рисуночки, имитировать следы животных, цветочки и другие предметы, которые ему знакомы.
Каждый процесс непременно должен сопровождаться общением. Повторяйте по несколько раз слова, стараясь провоцировать ребенка их повторять или задавать вопросы. Так вы развиваете речевую активность и учите правильно произносить слова.
Питание для ребенка в 1 год 8 месяцев
Если ребенок в год и 8 не желает есть самостоятельно, это вовсе не значит, что он не может этого делать. Возможно, ему просто не дается достаточно свободы, чтобы проявить свои навыки. Дайте малышу ложку и густую однородную пищу (к примеру, пюре) — пусть он попробует сам зачерпнуть еду и отправить ее себе в рот.
Сбалансированный рацион для крохи в этом возрасте должен состоять из целого ряда продуктов
Молоко и кисломолочные продукты — около 400 мл в сутки; на молоке лучше готовить каши и первые блюда, утолять жажду этим напитком не стоит; на ночь вполне уместны — кефир, йогурт.
Мясо, птица или рыба — обязательные продукты на каждый день. Из рыбы предпочтительно филе судака или трески; из мяса птицы — курица или индейка (грудки). Способ приготовления — отварное или на пару. Мясо можно давать крохе как в рубленом виде, так и в виде котлет и тефтелей. Сосиски, колбаса и копченые продукты противопоказаны.
Субпродукты вполне могут присутствовать в рационе ребенка, только надо их умело готовить. Блюда должны быть достаточно мягкими для того, чтобы малыш смог спокойно прожевать все. Субпродукты лучше всего тушить (к примеру, кусочки печени со сметаной).
Овощи уже дают не только в виде пюре, но и просто отварными и мелко порезанными. Постепенно вводят зелень (листовой салат, укроп). Однако если ребенку не нравится вкус зелени, то настаивать не стоит.
Фрукты обязательно должны быть в меню малыша. Кроме яблок, груш, бананов и прочих уже знакомых продуктов, можно пробовать давать крохе цитрусовые и тропические фрукты
Только делать это надо предельно осторожно, ведь именно апельсины, персики, киви т. п
являются сильными аллергенами.
Крупы сделают рацион не только разнообразнее, но и принесут немалую пользу; особенно греча и овсянка. Их разваривают в горячей воде, а потом добавляют молоко.
Хлеб пока стоит оставить только белый (80 г в день), черный хлеб может вызвать брожение в неокрепшем желудке и, как следствие, у ребенка появятся вздутие и колики.
Конечно, многим мамам и бабушкам хочется побаловать своих малышей сладостями. Но пока от пирожных, тортов и конфет стоит воздержаться. А в качестве десерта (время от времени) предлагать чаду мармелад, приготовленный на натуральном соке, пастилу на яблочном пектине или натуральное повидло.
Общий объем пищи для ребенка год и 8 должен составлять 1200-1300 г в сутки с учетом того, что питание четырехразовое и количество калорий распределено так: на завтрак — 20 процентов от суточного объема, на обед — 40, на полдник — 15 и на ужин — 25 процентов.
Что делать, если ребенок так и не начал говорить?
В свои 2 года моя дочка упорно отказывалась разговаривать, несмотря на все мои попытки использования комплексного и разнообразного подхода к развитию речевого аппарата. Особенно остро это ощущалось, видя неодобрительные взгляды родственников, считающих, что я просто не занимаюсь с дочкой.
Любой родитель будет обеспокоен молчанием малыша в два года. Как определить, является ли это следствием болезни, какого-то отклонения в развитии, или это индивидуальная особенность ребенка? Существует несколько причин «молчания» и способов их разрешения.
Причина | Решение | |
1. | Наследственность | Если один из родителей ребенка начал поздно говорить, то такая особенность может передаться по наследству. В этой ситуации нужно просто выждать время. |
2. | Особенность характера и темперамента | Некоторые дети могут быть застенчивыми и робкими даже в 2 года. Если малыш не очень охотно играет с другими детьми, предпочитает одиночество и в целом достаточно спокоен эмоционально, то, возможно, его речевое развитие будет не таким бурным, как у других сверстников. |
3. | Отсутствие необходимости в речи | Если по каждому требованию ребенка мама тут же подает ему нужную вещь или выполняет определенное действие, то у малыша не возникает необходимости развивать речь. Следует дать возможность ребенку показать всеми возможными способами свою потребность, играя в «глупого взрослого». |
4. | Заболевание ЛОР-органов и неврологические дефекты | Бывает так, что причиной задержки речи являются нарушения ЛОР-органов (дефекты, заболевания) или различные неврологические отклонения. В этом случае необходима консультация отоларинголога и невролога. Также нелишне будет показать малыша психологу и логопеду. Рекомендуется обращаться к нескольким специалистам, чтобы узнать разные мнения. Врач назначит соответствующее лечение и даст рекомендации. |
5. | Чрезмерный напор родителей | Родители, которые хотят, чтобы их дети начали говорить как можно раньше, порой перегибают палку и буквально силой заставляют ребенка говорить. В таком нежном возрасте психика малыша очень уязвима и под напором родителей он может вовсе замолчать. Следует пересмотреть свои методы развития речи и, возможно, дать ребенку передышку. |
6. | Отсутствие интереса | Малышу могут просто не нравиться игры для развития, в которые играет с ним мама, считающая ту или иную игру наиболее эффективной. Нужно внимательно присмотреться к интересам ребенка и предлагать ему те занятия, которые будут доставлять удовольствие. |
7. | Отсутствие социума | Если все общение ребенка происходит только с мамой или папой, то развитие речи может протекать достаточно медленно. Общение со сверстниками доставит ему массу удовольствия и возбудит интерес к общению с ними. Если малыш не ходит в детский сад, то можно посещать развивающие кружки, где проводятся групповые занятия, соответствующие возрасту, или просто общаться с другими детьми на детской площадке. |
Стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов
Это мое любимое. Мы с Тасей эти стишки просто обожали, дочка изо всех сил старалась повторять за мной простые слова. Текст в стихах подобран так, что мотивирует ребенка к разговору. Даже если ребенок сначала не будет повторять за вами ничего, это не значит, что стихи бесполезные. Стоит периодически к ним возвращаться, и малыш обязательно начнет пытаться повторять простые слова и звукоподражания.
Как пойдем гулять? Топ-топ!
Как мы дверь закроем? Хлоп!
Кошка к нам с крылечка: Прыг!
Воробьишки: Чик-чирик!
Кошка рада птичкам: Мурр!
Воробьи взлетели: Фурр!
Дальше ножками: Топ-топ!
И теперь калиткой: Хлоп!
Как трава шумит? Ш-ш-ш!
Кто в траве шныряет? Мышь!
На цветке пчела: Жу-жу!
Ветер листьями: Шу-шу!
Речка струйками: Трень-брень!
Здравствуй, яркий летний день!
***
На лугу паслась корова: Му-у, му-у.
Полосатый шмель летел: З-з-з, з-з-з.
Летний ветерок подул: Ф-ф-ф, ф-ф-ф.
Колокольчик зазвенел: Динь, динь, динь.
Стрекотал в траве кузнечик: Тр-р-р, тц-с-с.
Еж колючий пробегал: Пх-пх-пх.
Птичка маленькая пела: Тиль-ль, тиль-ль.
И сердитый жук жужжал: Ж-ж-ж, ж-ж-ж.
В книжке «Стихи-болтушки» (Ozon, Лабиринт, My-shop) можно найти много подобных стишков, правда в основном они чуть посложнее, чем эти два, но их чтение тоже очень благотворно скажется на развитии речи ребенка.