Доклад дымковская игрушка

Популярные темы сообщений

  • Любовная лирика Есенина В творчестве Сергея Есенина можно выделить несколько ключевых тем: любовь к Родине и природе, крестьянский быт, о животных и любовная лирика.
  • Углич: Золотое кольцо России Не так давно в туристический маршрут Золотое кольцо России, был добавлен еще один красивый город – Углич. Его название имеет всего несколько версий происхождения. Первая версия город назвали от слова «уголь». Это было связано с тем,
  • Word Большинство пользователей Windows так или иначе встречались с программами Microsoft Office, а в основном с конкретной, интересующей нас программой, Microsoft Word (так же ее часто именуют как WinWord, MS Word) чаще всего просто World.

Презентация проекта «В Дымковской слободе» для дошкольников

Актуальность:

Народное декоративно – прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания, оно помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Наше национальное русское декоративное искусство исстари славится своими традициями. А как же зарождались народные промыслы на Руси? Почему стали развиваться народные промыслы? Что бы мы хотели узнать об этом? Зачем нам это нужно? Чему мы хотели научиться?

Цель:

Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством, созданиеусловий для активного использования знаний и опыта детей в их творческой деятельности.

Задачи: -Развивать эстетические чувства детей при знакомстве с дымковской игрушкой (отзывчивость, увлеченность, восхищение). — Развивать мелкую моторику рук детей, обогащать словарный запас. — Развивать художественно-творческие способности детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь.- Сформировать навыки технического исполнения дымковской росписи. — Учить детей любить свою Родину, свой народ, прививать любовь и уважение к труду русских умельцев. — Вызвать эмоциональную отзывчивость на народнуюигрушку.

— Создать условия для приобщения детей и родителей к народному творчеству при помощи дымковской игрушки. — Воспитывать интерес к произведениям русского декоративно – прикладного искусства.

Предварительная работа:

1.Изучение материала, касающегося истории дымковского промысла, современного его состояния.

2.Подготовка художественной литературы по теме проекта для чтения детям.

3.Подбор иллюстраций и поделок дымковских игрушек для рассматривания детям.

Определение приемов и методов:-наглядные (наблюдения, рассматривание ), -словесные (рассказ, беседа),-исследовательский,-продуктивный.

Тип проекта:

— познавательно-практический,

— краткосрочный (1 неделя).

Участники проекта:— воспитатель группы,- воспитанники подготовительной группы,- родители.

Планирование деятельности по реализации проекта

« В дымковской слободе»

День

недели

Совместная деятельность детей и воспитателя Свободная деятельностьв режимных моментах Организация развивающей среды Взаимодействие с родителями
Понедельник Образовательная деятельность: Знакомство с дымковской игрушкой.

Рисование: Роспись силуэта дымковских игрушек.

Беседа: Характерные особенности росписи дымковских игрушек.Чтение: В. Крупин «На берегах Вятки» Иллюстрации дымковских игрушек для рассматривания. Консультация для родителей: Влияние народных промыслов «Дымка» на эстетическое воспитание детей»
Вторник Лепка: Дымковские птицы.

Беседа: Дымковская игрушка в современности.

Чтение: В.Крупин «Из глины копейку лепят».

Подвижная игра «Карусель».

Выставка дымковских игрушек. Подготовка основы для изготовления дымковской барышни (пластик)
Среда Аппликация: Украшение силуэта дымковских игрушек. Беседа: История создания дымковских игрушек. Чтение: В. Крупин «Гипсовая барыня» Раскраска: Силуэты дымковских игрушек Совместно с детьми: покрытие основы для барышни пластилином.
Четверг Беседа: Труд дымковских мастеров, процесс изготовления игрушки. Чтение: В. Крупин «Ярмарка», «Костер»

Подвижная игра «Плетень».

Альбом для рассматривания: Изготовление глиняных изделий.
Пятница Образовательная деятельность: Дымка в иллюстрациях художника Ю.В. Васнецова.Чтение: В. Крупин «Лепная старина» Беседа: Связь с природой в обозначении элементов дымковской росписи. Выставка поделок детей дымковских барышень.
Итоговое мероприятие: Изготовление и роспись дымковской барышни на пластиковой основе.

История народного промысла

В Кировской области, в селе Дымково, более четырех столетий назад родился промысел, без которого сегодня трудно представить русское народное творчество. Дымковская слобода, родина направления, подарила русскому человеку простой, самобытный, трогательный и красноречивый с точки зрения исторического осмысления, народный сувенир.

Существует такая легенда: однажды ночью вблизи города встретились два войска. Они были дружественными, но в темноте не узнали друг друга, и вступили в бой. В нелепой и случайной битве погибло много людей, и каждую весну местные стали справлять тризну по погибшим.

Время шло, подробности истории стирались, оставались только наметки. Трагический смысл растерялся в годах, а массовые гуляния к празднику свистульки или свистопляски, остались. На празднике люди свистели и кидались расписными глиняными шарами.


Глиняный расписной свисток в виде лошадки

На точность эта история не претендует, но некоторые параллели проводить можно. Спрос на глиняные свистульки действительно был, и ежегодное празднество требовало новых игрушек. Так, в Дымковской слободе складывался народный промысел со своими, особенными приемами лепки и росписи.

Внешний вид игрушки определялся историческими метаморфозами. Языческие представления славян становились все менее актуальными, сакральное значение игрушки постепенно утрачивалось. Ранее они были очень простые и даже примитивные, так как дело было в ритуальной миссии, а не в красоте и эстетике. Когда сакральный смысл изделия уходил, к нему, изделию, предъявлялись новые требования: игрушка стала изысканнее и краше.

Известная и узнаваемая традиционная дымковская игрушка – это прекрасная попытка заглянуть в русский быт 19 столетия.

Даже если предложить маленькому ребенку нарисовать свою версию игрушки, дав просмотреть множество примеров, он не только развлечется, он постигнет те культурные коды и концепции, которые сформируют его вкус и насмотренность.

В самом начале прошлого века сложилась ситуация, которая и могла растворить великое художественное направление во времени. Осталась всего одна мастерица, которая унаследовала технологию создания поделок, А. Мезрина. И именно она, а также художник А. Деныпин, первый серьезный исследователь промысла, сумели пронести его над пропастью безвестности. И технология сохранилась.

Надо понимать, что такой народный промысел как дымковская игрушка, исчез бы, если бы не стали мастера создавать новые образы, чем обогащали направление. Мезрина, Кошкина, Пенкина, Коновалова – вот имена художников, которые сохранили для нас уникальную игрушку.

Предлагаем посмотреть видео о создании игрушек и традициях

История дымковской игрушки

Предварим рассказ о дымковской игрушке двумя многозначительными фактами:

  1. она изготавливается мастерами уже более 400 лет;
  2. эти народные игрушки известны и любимы не только в нашей стране, но и за рубежом.

Дымковская игрушка (картинки)

В полной мере помогут представить разнообразие и красоту дымковской игрушки картинки ниже.

Название промыслу дала Дымковская слобода, где начали делать эти глиняные игрушки. Уже давно это поселение является частью города Кирова, раньше носившего названия Хлынов и Вятка.

Зарождение промысла связывают с печальной исторической легендой. Ночью войска союзников сошлись вблизи города и начали сражаться, из-за темноты принимая друг друга за врагов. Много воинов осталось лежать на поле боя. С той поры по весне стали поминать погибших в этой битве – Хлыновском побоище 1418 года.

Шло время, и стиралась из народной памяти эта трагическая история. Так день поминовения превратился в весенний праздник свистунья (свистопляска). К массовым гуляниям изготавливали дымковчане игрушки-свистульки: уточек, козликов, барашков и глиняные расписные шары.

Большой спрос на поделки из глины, а также наличие больших запасов этого природного материала сделали Дымковскую слободу местом зарождения известного народного промысла. Конечно, облик первых поделок был далек от канонического, но со временем сформировались знакомые нам облик и орнаментика дымковской игрушки.

Появление первых глиняных поделок в Дымково датируется XV-XVI веками. К этому времени игрушка теряет свое сакральное значение, определявшее простоту ее формы: языческое мировоззрение славян и дохристианские обряды остались в прошлом. Форма игрушек начинает меняться, они становятся красивыми и разноцветными.

Традиции и техники изготовления первых мастеров сохранились и до наших дней. Известная нам сегодня дымковская игрушка отразила элементы русского быта XIX века, позднее появились образы бравых кавалеров и модниц-барынь.

После больших потрясений начала ХХ века промысел практически исчез. Его возрождение произошло благодаря потомственной мастерице Анне Афанасьевне Мезриной, бережно сохранившей традиции создания игрушки. В начале 30-х гг мастерица вместе с художником и первым исследователем этого народного промысла Алексеем Ивановичем Деньшиным собрала вокруг себя энтузиастов, желавших воссоздать уникальную дымковскую игрушку.

Мастерицы того времени не только хранили старые традиции, но и привнесли новизну в облик глиняных поделок, а также придумали новые сюжеты. Так мастерица Е.А. Кошкина достигла больших успехов в создании групповых композиций. Ее работа «Продажа дымковских игрушек» была представлена на международной выставке в Париже в 1937 году и получила большую известность. Мастерице О. И. Коноваловой (дочери А.А. Мезриной) нравилось создавать образы животных, а мастерица Е.И. Пенкина предпочитала воплощать в своих композициях бытовые сюжеты.

В начале Великой Отечественной войны изготовление фигурок практически прекратилось: Кировская область находилась в тылу, и ее жители стали работать для фронта. Однако яркие игрушки очень понравились эвакуированным, и мастерицы снова взялись за их создание.

Новый век

В настоящее время дымковские игрушки являются гостями всей Кировской области. К 650-летию Кирова в 2024 году в Дымке будет покрашено 30 объектов. С 2013 года было покрашено уже девять объектов: в октябре 2017 года проект «Покрасим город в дым» получил национальную премию в области регионального маркетинга и брендинга, обойдя многих сильных конкурентов.

В 2010 году в центре Кирова женщина с ребенком, мужчина с аккордеоном, ребенок со свистком, кошка и собака. В 2011 году в Кирове был открыт музей «Дымковская игрушка: история и современность». В сокровищнице музея хранится более 700 уникальных экспонатов, большинство из которых представлено на выставке.

Тематика дымковских игрушек

Изначально номера были простыми и примитивными, но со временем внешний вид и качество игры улучшились, а ее разнообразие значительно расширилось.

Первоначально дымковские игры были

  • Фигурки животных — кони, бараны, овцы, козлы, собаки, кошки, свиньи, медведи, олени и другие.
  • Фигурки птиц — утки, гуси, куры, петухи, индюшки.
  • Мужские фигурки — в русской национальной одежде или в старинных костюмах.
  • Женские фигурки — барыни в пышных платьях с кокошником на голове.
  • Фигурки детей — младенцы в пеленках на руках у матери, мальчики и девочки в ярких нарядах.
  • Скоморохи — очень популярными были фигурки пляшущих человечков в ярких одеждах.
  • Водоноски — игрушки в виде женщин с коромыслом на плечах.
  • Сюжетные игрушки — фигурки мужчин, женщин и детей в процессе различных видов деятельности.

Семейные» сюжетные игры.

В советский период Дымковские игры стали производственной базой. Были созданы мастерские, где художники вручную лепили глиняные фигурки, обжигали их, затем раскрашивали и обмакивали в яичный белок, чтобы придать им более яркие цвета.

Образцы ремесел Динкобо

Спектр проблем в современных дымковских играх значительно расширился. К наиболее распространенным примерам дымковских игр относятся

  • Стилизованные фигурки животных и птиц
  • Герои народных сказок
  • Изделия на темы исторических сюжетов
  • Фигурки мужчин и женщин в народных костюмах
  • Фигурки детей
  • Представители различных профессий
  • Предметы быта
  • Предметы старины

До сих пор дымковские игры являются предметом гордости мастеров, которые посещают всю Кировскую область. Трудно переоценить историческое и культурное значение этого народного искусства. Это яркое свидетельство творческого потенциала жителей Вятского края.

Игры из динковской глины

В 2010 году в центре Кирова была основана скульптурная группа «Семья», созданная по классическим правилам динковской игры.

Группа состоит из мужчины с урожаем, женщины с пышной юбкой, ребенка на руках, ребенка с ви, маленькой фигурки собаки и кошки.

Скульптурная группа «Семья» находится в самом центре Кирова.

В 2011 году в Кирове открылся музей «Дымковские игры: история и современность». На выставке представлено более 700 оригинальных образцов ярких глиняных фигурок. Таким образом, все желающие могут познакомиться с уникальными изделиями популярных ремесленников.

Технология создания дымковской игрушки

Каждое изделие создается поэтапно. Процесс несложный, однако последовательность и количество этапов не изменяются из века в век. Приверженность традициям дало возможность народному промыслу стать со временем настоящим искусством.

Лепка

Основа каждого изделия – это самая большая часть (туловище, юбка и т. д.). Из комочка глины скатывают шарик, затем придают ему нужную форму – округлый брусок. К основе добавляют второстепенные элементы. Например, у лошади это:

  • ноги;
  • шея и голова;
  • грива, хвост, уши.

Соединения деталей сглаживают мокрой тряпочкой, чтобы не было видно швов. Для этого рядом всегда держат мисочку с водой. Нанесение мелких деталей проводят острой палочкой (рот, глаза, ожерелье, перья), а для заглубленного узора используют рельефные штампики из обожженной глины.

Сушка и обжиг

Готовые фигурки высушивают от нескольких дней до 2-3 недель. Срок зависит от размеров поделки и условий в помещении (влажности и температуры). Следующий этап – обжиг, который раньше проводили в печи, устанавливая изделия на железном противне над дровами.

Побелка игрушки

Перед декорированием все изделия покрывают белой краской. Традиционно применялся разведенный мел на молоке. Этот состав показал свою долговечность на протяжении веков, поэтому его используют и современные мастерицы.

Исключение – детское творчество, когда для побелки берут обычную белую гуашь.

Нанесение росписи

Заключительный этап – нанесение рисунка на белую поверхность. Простота форм при раскраске поделок прошлых веков объясняется использованием палочек, обернутых тканью, вместо кистей.

В краски добавляли яичный желток, что придавало им долговечность и прочность. Оттенки получали разведением основных красок мелом. Поверх рисунка фигурка может быть украшена кусочками сусального золота различных геометрических форм.

Стихи, потешки и поговорки о дымковской игрушке

Для детей история возникновения дымковской игрушки может быть преподнесена в виде презентации с иллюстрациями, потешками и поговорками. Иллюстрации для слайдов:

Стихи, потешки и поговорки:

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил,

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

Три индюшки, три пеструшки, три гусыни –
Все босые.
Возле дома хлопотали,

Бестолково лопотали:

-Брр-брр-брр

-Коко-ко!

-Гага-га!

Вот индюк нарядный

Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост:

Точно солнечный цветок.

И высокий гребешок,

Красной горкою горя,

Как корона у царя.

Утка Марфутка бережком идет,

Уточек Марфуточек купаться ведет.

Барашек-свисток,

Левый рог—завиток,

Правый рог — завиток,

На груди—цветок.

Загадка:

Кофточки цветные,

Юбки расписные,

Шляпы трехэтажные –

Статные и важные.

(Дымковские барышни)

После презентации детям можно предложить сделать дымковскую игрушку самостоятельно. Самые маленькие – дошкольники средней и старшей группы детского сада могут попрактиковать узоры красками на белой бумаге. Для самых маленьких впору будут раскраски с дымковскими образами:

В начальной школе можно использовать для создания дымковской игрушки пластилин или соленое тесто. Фигурки из теста можно будет же красиво и пестро расписать. Лучше, если дети выберут пример игрушки самостоятельно. Тогда творчество принесет больше удовольствия. По окончании работы из игрушек детей можно сделать выставку и провести ярмарку с песнями, хороводами и угощениями.

Знакомить детей с дымковской игрушкой можно начиная с 4-5 лет. Простые и веселые образы понятны и близки для детского восприятия. Они помогают лучше узнать о богатстве фантазии своего народа, его мастерстве и трудолюбии.

Отличительные черты дымковской игрушки

Игрушки из Дымково невозможно спутать с другими. Они ассоциируются с весельем, радостью, ярмарочными удовольствиями. Кратко перечислим их особенности:

  • Каждая фигурка уникальна, пестрит многочисленными деталями, которые хочется рассматривать.
  • Игрушку украшает яркая роспись в виде языческих орнаментов. Эти узоры передавались из поколения в поколение и считались магическими.
  • Игрушки обелены, в росписи может быть задействовано до десяти разных цветов.
  • Часто фигурки украшают золоченые вкрапления, делающие их особенно нарядными.

Дымковские игрушки предназначались по большому счету для взрослых. Красивыми сюжетными статуэтками украшали комоды, а в свистульки свистели на праздник Свистопляски.

Особенности изготовления

Дымковские игрушки лепили из местной красной глины. Ее собирали по берегам реки Вятки. Чтобы фигурки были крепкими, глину мешали с речным песком, рубили массу лопатой, заливали водой. Потом материал долго-долго месили ногами. От этого глина становилась пластичной и приобретала коричневый оттенок. Со стороны может показаться, что в руках вместо глины шоколадная масса.

Работать с такой глиной было не так просто. От тепла рук она быстро сохла. Приходилось лепить быстро и точно. Множество деталей нужно было соединить в фигурку так, чтобы она выглядела цельной, словно литой. Затем фигурки сушили и обжигали в печи. Последними этапами были беление и роспись.

Из-за сложности работы мастерицы, изготавливающие дымковские игрушки, ценились на вес золота. Каждая вкладывала свое видение в дымковскую фигурку. Кто-то делал юбку пышнее, кто-то фигурку крупнее, другие выбирали краску потемнее. Каждая игрушка получалась уникальной и неповторимой. Мастерицы прятали друг от друга свои работы, чтобы они не были скопированы.

Фигурки и сюжеты

Для дымковских игрушек характерны бытовые сюжеты, мотивы праздников и народных гуляний. Одни дамы и кавалеры танцуют, другие катаются на карусели или лошадях, несут воду. Практически не встретишь фигурок с пустыми руками. То курица виднеется под мышкой, то собачка. Иногда это балалайка, кувшин с молоком, ведро с водой или дети у нянек-кормилиц.

Классикой дымковской игрушки считаются фигурки домашних животных:

  • лошадь;
  • петух;
  • корова;
  • свинья;
  • утка;
  • баран;
  • индюк и другие.

Реже встречаются дикие звери и птицы – лев, синица, медведь, зебра.

Цвета и орнаменты

Дымковские фигурки в большинстве очень яркие и пестрые. Только дымковские мастера белили свои игрушки перед росписью. Для этого молоко смешивали с мелом.

Для росписи использовали краски, приготовленные на яичном желтке, квасе. Их наносили палочкой, обернутой в мешковину или пером. Для блеска игрушки покрывали яичным белком.

Самые часто встречающиеся цвета:

  • желтый;
  • зеленый;
  • синий;
  • оранжевый;
  • розовый;
  • черный.

Роспись представляет собой броский, контрастный орнамент. Несмотря на кажущуюся сложность, он состоит из простых элементов: кружков, полосок, точек, клетки. Изобразительное искусство того времени практически всегда несло определенный смысл. Каждый символ что-то означал:

  • перекрещенные полоски – колодец;
  • волнистая линия – вода;
  • круг со звездой по центру – солнце.

Ход занятия.

(дети становятся в круг)

Собрались все детки в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие? На чем же мы отправимся?

Воспитатель: Ребята, может, мы отправимся в путешествие на автобусе

А пока мы будем ехать, я вам расскажу удивительную историю

Далеко, далеко в одном селе жили люди. Когда на улице было холодно и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, и из труб домов валил дым да, так что ничего не было видно, один дым. Вот и назвали то село Дымково. Жили в том селе люди, которые лепили из глины…. игрушки не простые,

Белоснежны, как березки

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор». Эти игрушки называли дымковские.

Воспитатель: Ребята, Мы с вами добрались до села Дымково, и я приглашаю вас посетить выставку замечательных умельцев.

Дети выходят из автобуса и подходят к иллюстрациям дымковских игрушек

Что же означали элементы, которыми мастера расписывали свои поделки?

(Символы природы они обозначают Здоровья, счастья, добра желают.)

Например, ребята, как вы думаете, что мог означать круг?

Воспитатель: А что могла означать волнистая линия?

Воспитатель: А что же могла означать клетка?

-Скажите, мне, пожалуйста, какие игрушки вы видите на картинках? (Барышни, мужик с гармошкой, мамки- няньки с детьми, индюк, барашек, петух и т. д.)

— Давайте с вами расскажем об игрушке.

Эти игрушки называли как? (это дымковские игрушки)

-Как называется эта игрушка? (Эта игрушка — Барыня)

-Из чего она сделана? (она сделана из глины, она глиняная)

-Какие элементы использовали мастера при украшении игрушки? (Дымковскую игрушкуразрисовывают разными элементами: кружками, кольцами, полосками, змейками.)

-Какие цвета используют при раскрашивании? (красный, оранжевый, желтый, синий, голубой, зеленый.) т. е. яркие цвета

Воспитатель: Значит, давайте обобщим. Это дымковская игрушка- барыня, она сделана из глины, дымковскую игрушку разрисовывают кружочками, колесиками, полосками, змейкой, и используют яркие цвета, такие как красный, оранжевый, желтый, синий, голубой и зеленый.

— Давайте немножко разомнемся

Физминутка «Игрушки»

Привезли мы глину с дальнего бугра

(руки на поясе, повороты с пружинкой)

Ну-ка за работу, чудо-мастера!

(руки вперед, в стороны)

Слепим, высушим – и в печь!

А потом распишем

(пальчики щепоткой, рисуют волнистые линии)

Будем мы игрушки «печь»,

Печка жаром пышет.

(кулачки сжимают и разжимают)

А в печи не калачи, не ватрушки,

(машут указательным пальцем)

А в печи – игрушки!

Воспитатель: А давайте ребята поиграем с вами в одну игру!

Дидактическая игра «Скажи какой»

Воспитатель называет предмет, а дети – его признаки.

Эти игрушки одинаковые? (НЕТ) Они разные. Игрушки бывают разных цветов, размеров, сделаны из разных материалов.

Мячик (какой) – круглый, красный, резиновый.

Зайчик (какой) – мягонький, беленький, пушистый.

Машина (какая) – металлическая, игрушечная, зеленая.

Жираф (какой) – высокий, пятнистый, резиновый.

Кукла (какая)— красивая, голубоглазая, большая…

Воспитатель: Дымковские мастера с такой любовью делали игрушки,что назвали их очень ласково:

Не лошадь, а… лошадка

Не утка, а… уточка

Не курица, а… курочка

Не собака, а… собачка

Не петух, а… петушок

Не козел, а… козлик

Дымковские игрушки всегда такие красивые, смотришь на них, и хочется стихи сочинять. Давайте попробуем, как настоящие поэты досказать стихотворные строчки,чтобы сохранилась рифма:

Барышня – красавица всем нам очень … (нравится).

Кофточка цветная, юбка … (расписная).

На коне сидит Емеля, едет он на … (карусели,

Много есть зверюшек дымковских … (игрушек).

Уточка с утятами, курочка с … (цыплятами).

У большого индюка все расписаны … (бока)

Давайте поиграем. Я буду называть одну игрушку, а вы много игрушек.

Д/и «Один — много» (одна барышня – много барышень, один козлик – много козликов, один конь – много коней, один индюк- много индюков.)

Пора отправляться домой (усаживаются в автобус).

— Где мы побывали? (Мы побывали в селе Дымково)

— Какие игрушки описывали? (Мы описывали дымковские игрушки барыню и индюка)

— В какие игры играли? (Мы играли в игру: «Скажи какой», «Назови ласково», «Один — много»)

Конспект НОД по развитию речи «Выбираем игрушки для прогулки» для детей младшей группы Тема «Выбираем игрушки для прогулки» Образовательные области: познавательное, речевое, физическое, социально – коммуникативное. Задачи:.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Игрушки» с использованием ИКТ Конспект образовательной деятельности по развитию речи на тему «Игрушки» для детей с интеллектуальной недостаточностью с использованием.

Презентация «Дымковская игрушка» презентация к занятию (старшая группа) на тему

Слайд 1

Слайд 2

Дымковская игрушка Ланцова Вера Львовна 2

Слайд 3

Немного истории На левом, низком берегу Вятки располагалась слобода Дымково. А на высоком правом — город Киров. Если посмотреть с высокого берега ранним утром, когда топятся печки и дым стелется к земле, то можно едва разглядеть низенькие приземистые домики мастериц, утопающие в дымке. Отсюда и пошло название «Дымковская игрушка». Ланцова Вера Львовна 3

Слайд 4

Ланцова Вера Львовна 4 Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей! В ней нету цвету дымного, Что серости серей. В ней что-то есть от радуги От капелек росы В ней что-то есть от радости Гремящей, как басы!

Слайд 5

Старейшие мастерицы Ланцова Вера Львовна 5 И жили в этой слободе мастерицы, которые своими руками из глины делали волшебство – веселые расписные игрушки.

Слайд 6

Ланцова Вера Львовна 6 Затем фигурку надо высушить Берет мастер мягкий кусок глины и начинает лепить из нее фигурку

Слайд 7

Ланцова Вера Львовна 7 Затем отправить в печь — обжигать После обжига фигурку покрывают мелом И только потом расписывают яркими красками

Слайд 8

Орнамент А узоры очень простые : круги, точки, волнистые и прямые линии, клетка. Все цвета — яркие. Ланцова Вера Львовна 8

Слайд 9

Вот такие красочные игрушки выходят из рук мастериц Ланцова Вера Львовна 9

Слайд 10

Карусель Ланцова Вера Львовна 10 Еле-еле, Еле-еле, Закружились карусели, а потом, потом, потом – все бегом, бегом, бегом

Слайд 11

Ланцова Вера Львовна 11 С лентами да бантами, Да под ручку с франтами Мы гуляем парами, Проплываем павами.

Слайд 12

Водоноска Ланцова Вера Львовна 12 За студеною водицей Водоноска-молодица Как Лебедушка плывет; Ведра красные несет

Слайд 13

Индюк Ланцова Вера Львовна 13 Вот индюк нарядный Весь такой он складный. У большого индюка Все расписаны бока. Посмотрите – пышный хвост У него совсем не прост! Точно солнечный цветок, И высокий гребешок.

Слайд 14

Девицы — красавицы Ланцова Вера Львовна 14 Посмотри, как хороша Эта девица-душа Щечки алые горят, Удивительный наряд .

Слайд 15

Петушки Ланцова Вера Львовна 15 Петушок, петушок, Золотой гребешок. Ты подай голосок Через тёмный лесок. Через лес, через реку Прокричи: «Ку-ка-ре-ку!»

Слайд 16

Олень Через горные отроги, Через крыши деревень Красноногий, желторогий Мчится глиняный олень. Ланцова Вера Львовна 16

Слайд 17

Кони У меня есть дружок — Златогривый конюшок , Эх, свистну, гикну, прокачусь. И обратно ворочусь”. Ланцова Вера Львовна 17

Слайд 18

Карета Кони глиняные мчатся На подставках, что есть сил, И за хвост не удержаться, Если гриву упустил. Ланцова Вера Львовна 18

Слайд 19

Вот и наша Дымка ! Ланцова Вера Львовна 19

Слайд 20

Ланцова Вера Львовна 20 Список источников: https://www.maaam.ru/detskijsad/konspekt-nod-po-risovaniyu-chudesnoe-prevraschenie-utjat.html https://www.osd.ru/onephoto.asp?id=106 https://www.maaam.ru/detskijsad/dymkovskie-igrushki.html https://900igr.net/photo/iskusstvo/Dymkovskaja-igrushka.files/042-Vot-kakie-jarkie-i-krasivye-dymkovskie-igrushki.html https://olpictures.ru/dyimkovskie-igruyshki-kartinki.html#4 https://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B4%D1%8B%D0%BC%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&img_url=http%3A%2F%2Fimg1.liveinternet.ru%2Fimages%2Fattach%2Fc%2F1%2F58%2F478%2F58478174_duym1.JPG&pos=2&rpt=simage&lr=2&noreask=1&source=wiz

Слайд 21

Ланцова Вера Львовна 21 Сведения об авторе: Ланцова Вера Львовна Воспитатель ГБДОУ детский сад №71 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского района Санкт-Петербурга.

Слайд 22

Ланцова Вера Львовна 22 Спасибо за внимание

Как нарисовать дымковскую игрушку карандашом

Художественная роспись широко известна не только по своим объемным поделкам, но и в виде незатейливых картинок. Нарисовать их может даже ребенок, а для легкости изображения используются самые простые линии. На примере рисунка лошадки можно увидеть несложность исполнения:

  • два овала один перпендикулярно другому (туловище и шея);
  • третий поменьше – под углом к шее;
  • детали соединяют плавными линиями;
  • дорисовывают две передние ножки с внешним выгибом, затем заднюю и в середине – четвертую ногу (как бы задний план);
  • обводят контур, к нему добавляют гриву, ушки, уздечку, хвост;
  • затем приступают к раскраске.

Изготовление дымковской игрушки

Фигурки изготавливаются вручную из красной глины, смешанной с просеянным песком. Процесс создания игрушки состоит из нескольких этапов.

Лепка дымковской игрушки

Глиняная игрушка лепится по частям. Сперва из глиняного теста делается торс фигурки, потом к нему с помощью жидкой глины прилепляются остальные мелкие детали. Стыки на местах скрепления деталей заглаживаются влажной тряпкой. Игрушка выравнивается мокрыми пальцами.

Если нужно сделать, к примеру, барыню, то первым делом вылепливается ее конусообразная юбка, к которой затем прилепляется туловище с вытянутой шеей. Из шарика, закрепленного на шее, получается голова. Ниже из глиняной колбаски формируются руки. Потом наступает время деталей: у барыни появляется прическа из завитков, на ней – модная шляпка или кокошник, на плечах – расписная шаль, в руках – маленькая сумочка или младенец.

Животное делается немного по-другому. Например, дымковская игрушка лошадка изготавливается так: к цилиндрическому корпусу прикрепляются коротенькие ножки, к изогнутой шее – голова с удлиненной мордочкой. Мелкие детали фигурки – маленькие уши, хвост и грива.

Сушка

Перед обжигом игрушку обязательно нужно высушить. Длительность сушки зависит от размера фигурки и условий в мастерской – температуры воздуха, влажности и других. Этот процесс может длиться как 2-3 дня, так и 2-3 недели.

Обжиг

В давние времена игрушки обжигали в русской печи, установив их на железном противне прямо над дровами. Когда фигурки накалялись докрасна, их оставляли в печке остыть. Сегодня обжиг производится с помощью специального электрического оборудования, что является более безопасным и менее трудоемким.

Побелка

В процессе обжига глиняная игрушка приобретает красно-коричневый цвет. Перед нанесением орнаментов фигурку требуется побелить.

Несмотря на попытки усовершенствовать состав и способ его нанесения, старинная традиция побелки до сих пор сохраняется. Эксперименты с составом оказались неудачными: не удавалось добиться идеального белого цвета, да и сами новые растворы высыхали неравномерно. Правда, в некоторых случаях можно и отступить от традиции. Например, когда глиняные игрушки своими руками расписывают дети, можно побелить их обычной гуашью.

Цвета дымковской игрушки

Когда высохла побелка, можно приступать к росписи. На игрушку яркими красками наносятся узоры.

Цветовая гамма достаточно ограничена, используют следующие цвета:

  • синий,
  • малиновый,
  • зеленый,
  • желтый,
  • оранжевый
  • коричневый.

Старые мастера делали роспись не кисточками, а деревянной палочкой, обмотанной льняными лоскутками. Такой инструмент позволял им делать лишь самые простые элементы орнамента: линии, ромбы, круги, зигзаги. Сегодня при росписи пользуются кистями из волоса хорька или колонка.

Для придания блеска фигурке в краску добавляется сырое яйцо. Последний штрих – украшение игрушек маленькими фигурками, вырезанными из листочков сусального золота.

Существует определенная традиция нанесения росписи:

  1. На лице человечка черной краской обозначаются брови и круглые глаза.
  2. Малиновая краска используется для прорисовки рта и щек.
  3. Для окраски волос выбирается черный или коричневый цвет.
  4. На юбки женских фигурок и звериные шкуры орнамент наносится на белое покрытие; рубахи, головные уборы однотонные.

Дымковская роспись

Орнамент состоит из различных геометрических фигур:

  • полос,
  • ромбов и зигзагов,
  • кругов и полосок.

Узор заранее не придумывают, он появляется уже во время росписи и зависит от размера и образа игрушки. Поэтому мастерицы говорят о том, что форма и декор тесно связаны, и нет двух абсолютно одинаковых игрушек.

Нарисованные на игрушках фигуры кажутся простыми и незамысловатыми, однако орнамент дымковских игрушек является символичным.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: