Развивающее занятие «жизнь муравьёв» для детей от 2 лет до 5 лет

Муравей: описание

Тело муравья состоит из 3-х основных частей, четко разделенных между собой – это голова, которая соединяется с грудью и брюшком с помощью тонкой перемычки в виде талии. Все три части покрыты хитиновой оболочкой. Глаза муравьев состоят из большой численности линз, при этом они не позволяют получить хорошее изображение, а лишь позволяют реагировать на движение. Сверху головы располагаются дополнительные простые глаза в количестве 3-х штук. С помощью 6-ти тонких лапок, вооруженных на конце коготками, муравьи способны передвигаться, как по горизонтальным, так и по вертикальным поверхностям. На голове муравья можно увидеть усики, которые служат в качестве органов осязания. С их помощью насекомые улавливают запахи, колебания воздушных масс, а также колебания почвы.

Муравьи в основном живут запахами, поскольку по запаху они определяют своих сородичей, определяют место нахождения корма, подают сигналы опасности и т.д. Муравьи могут выделять яд или муравьиную кислоту, что позволяет им вести защиту от природных врагов. Кроме этого, муравьи кусаются и очень больно.

Размеры насекомых зависят от видов, а также от функций, которые предначертаны для всех членов колоний. Поэтому их размер находится в пределах от 1 мм до 3-х см. Для части видов характерно то, что размер женских особей больше величины рабочих муравьев. У самок отрастают крылья, которые исчезают после процесса оплодотворения. Различные виды муравьев отличаются так же характером окраса. Поэтому встречаются муравьи самых различных оттенков.

Муравьи. Тайная сила природы. Watch this video on YouTube

Конспект занятия для детей 2-3 лет

Тема. Игра «Путешествие к солнышку». Возрастная группа 1 младшая (2-3 года). Образовательная область: «Познание»

Задачи:

  1. Учить группировать предметы по цвету, устанавливать количественные связи между предметами (один – много).
  2. Приобщать детей к малому фольклорному творчеству.
  3. Стимулировать мелкую моторику рук, мышление, воображение.
  4. Поощрять у детей проявления доброты, отзывчивости, желания помогать.

Материалы: тарелочки и фетровые цветы по количеству детей, красные и жёлтые прищепки, корзинка, фонограмма пения птицы, двустороннее солнышко, сенсорный коврик, игрушка-птичка, зёрна кукурузы и подсолнуха,магнитофон, ноутбук.

Ход занятия

Вводная беседа

Воспитатель. Сегодня нас ждёт путешествие на лесную полянку. И думаю, что  увидим там много интересного и занимательного. А сейчас я превращу вас в птичек, и мы полетим.

Под игровое музыкальное произведение «Вот летали птички» дети прилетают на полянку.

Упражнения основной части

Воспитатель. Ну, вот мы и на полянке. Ой, как здесь красиво! Что растёт на полянке, посмотрите.

Дети разглядывают атрибуты

Сенсорный коврик: “один – много”

Воспитатель. Давайте, посадим на лужайке цветы.

Какого цвета у меня в корзинке цветы? (ответы детей – красного и жёлтого).

Сколько их? (много). Возьмите себе по одному цветочку.

Каждый ребёнок берёт понравившийся цветок.

Воспитатель. Сколько цветов взял (имя ребёнка) много или один?

Какого он цвета? (Ответ).

Работа на сенсорном коврике: дети прикрепляют к нему фетровые цветы с липучками.

Воспитатель. Ребятки, посмотрите: красивая лужайка получилась?

По сколько цветов взял каждый из корзинки? ( по одному).

А сколько теперь растёт на лужайке? (много).

Они разные: и большие, и маленькие. Очень приятно смотреть на нашу работу.

Что ещё понадобится нашим цветочкам, чтобы они росли красивыми.

Дети: вода, солнышко.

Воспитатель. Верно, солнышко. Но сегодня солнышко спряталось, давайте его позовём. Как мы его можем позвать? (Ответы).

Чтение потешки

Появляется солнышко – грустный круг.

Упражнение “Что лишнее”

Воспитатель. Посмотрите, вот и солнышко появилось, но оно грустное. Как вы думаете почему? (ответы)

Воспитатель. Да, у нашего солнышка нет лучиков. Поможем солнышку, сделаем ему лучи. А какого цвета будут лучи у нашего солнца? (Ответы)

Из чего же нам лучи сделать солнышку? Что здесь в корзинке? (Прищепки). Какого цвета они? (Красные, жёлтые).

А какого цвета прищепки здесь лишние, нам для лучей не понадобятся? (Ответы).

Упражнение «Забавные прищепки»

Проводится упражнение «Забавные прищепки». Ребята прикрепляют к солнышку прищепки. Воспитатель переворачивает солнце другой стороной.

Воспитатель. Какое теперь у солнца настроение? (Ответы)

Радостное, весёлое. Солнышко зовёт вас поиграть.

Физпауза

Игра на классификацию

Звучит фонограмма: пение птицы.

Воспитатель. Ребятки, а кто это так поёт? (Ответы)

Воспитатель. Верно, это щебечет птичка. Давайте её найдём.

Дети ищут птицу.

Воспитатель. Какая она красивая! Ой, а птичка как будто что-то говорит (подносит её к уху).

Наша птичка, оказывается, голодна и хочет есть. Что ест птичка? (Ответы).

Воспитатель. Правильно, зёрнышки. Предлагаю покормить птичку.

Упражнение “Кормление птички”

Перед вами лежат вместе семена кукурузы и подсолнуха. Разложите их в разные тарелочки.

Работа детей. Кормление птицы.

Воспитатель. А теперь отпустим птичку к птенчикам. Лети птичка. Нам тоже пора домой. Я снова превращаю вас в птичек. Полетели!

Звучит та же музыка «Вот летали птички», и дети вернулись домой.

Итоги

Воспитатель. Ребята, где мы были? (Ответы).

Что мы видели? (Ответы детей).

Какое доброе дело сделали? Кому мы помогли? (Ответы).

Игры и занятия для детей в 2 года

Выбирая, что поделать с детьми, каждый день меняйте деятельность – так вы сможете заинтересовать кроху. Ребенок будет ежедневно получать новые знания, радовать и удивлять вас своей сообразительностью. А на скуку не останется ни минутки.

Чтение развивающих книг

Обратите внимание на многоразовые рабочие тетради, книги с наклейками, магнитные книги. Все, где есть задания, которые можно выполнять вместе с малышом

Вместе читаете, играете и развиваетесь.

Занятия по развивающим карточкам. Приобретите или сделайте самостоятельно развивающие карточки. На них есть изображения по различным тематикам. Например «овощи», «животные», «геометрические фигуры», «предметы быта» и пр. Давайте ребенку карточки, называйте и описывайте предмет, предлагайте рассортировывать по категориям и цветам. Тренируйте мышление и логику малыша.
Изучение цвета и счета. В любой игре показывайте ребенку предметы и называйте их цвет. Затем просите малыша подать вам это предмет, снова назовите его цвет. Учите счет до трех: «переверни одну страницу», «дай два кубика», покажи «три пальчика».Изучение свойств предмета. Учите малыша понятиям «большой- маленький», «толстый-тонкий», «мягкий-колючий»

При обучении важно дать малышу потрогать предмет. Так вы развиваете внимательность крохи, запоминание при этом, произойдет на тактильном уровне

Сюжетно-ролевые игры. Поиграйте с ребенком в повара, врача, строителя, механика. Для игр вам потребуется соответствующий реквизит. Предложите крохе сюжет: например, заболели все зверята — нужно их полечить; построить дом для кукол из конструктора или кубиков; организовать автомастерскую и отремонтировать машины. Побудьте главным героем сами – малыш с удовольствием начнет повторять.

Занятия с рамками-вкладышами. Это рамки, куда помещено вырезанное изображение. Деталь нужно достать, а затем поместить обратно. Для этого, возможно, потребуется поворот или переворот игрушки.

Это важно!

Начиная с возраста двух лет предлагайте малышу вкладыши с маленькими ручками. Малыш будет захватывать предмет тремя пальчиками – большим, указательным и средним. Эти пальцы, в последующем, участвуют в процессе письма. 

Занятия с пазлами. Пазлы из 4-8 частей можно спокойно собирать с малышом, начиная с двух лет. Для начала, покажите крохе пазл в готовом виде и предложите вытащить одну картинку. Удивитесь и попросите вставить обратно. Похвалите. Затем уберите 2 картинки и т.д.Как ни странно, в продаже бывает сложно найти простые пазлы. Мама легко может сделать их сама. Возьмите картинку, разрежьте его ножницами на 2-4 части на глазах у малыша и попросите собрать. Предлагайте изображения, которые интересуют малыша больше всего: например, кроха любит машинки, кукол, птиц и пр. Так вы максимально вовлечете ребенка в игру. Пазлы — это одно из лучших занятий для развития пространственного мышления.Игры в мяч. Интеллектуальные занятия требуют умственного напряжения. Чередуйте их с двигательной активностью, чтобы малыш расслаблялся и отдыхал. Например, учите ребенка катать мяч, кидать его об стену, забрасывать в корзину, прокатывать через ворота и сбивать кегли. Тренируйте ловкость и физическую выносливость малыша.Игрушки-сортеры. В возрасте 2 года малышу очень нравится подбирать фигурки и вставлять их в нужные окошки. Даже если кроха еще не играл в такую игру, можете смело предлагать варианты на 10-12 и более элементов. 2-3 занятия и малыш поймет суть и будет с удовольствием играть сам.
Тактильные игры на сортировку. Смешайте предметы и попросите малыша их рассортировать: по цветам, размеру или тематике (животные, овощи, машинки). Помогайте и хвалите. Усложняйте задания, например возьмите мелкие предметы – пуговицы, фасоль, крышечки от бутылок. Такое занятие разовьет логику и мелкую моторику малыша.Игры на логику. Сопоставляйте, где чей хвостик, кто где живет, где чей домик. Заниматься можно по развивающим пособиям, книгам или по тематическим карточкам.
Занимательная лепка. Лепить можно из пластилина, массы для лепки или глины. Подойдет любой материал, главное, чтобы он не был слишком твердым чтобы малыш имел возможность работать с ним сам

В этом возрасте важно научить кроху:

  • ощипывать кусочки;
  • катать колбаску или шарик между ладошками;
  • сплющивать кусочки и разминать их пальцами.

Веселая игра с пластилиномИгры на развитие памяти.

Уголок краеведения в развивающей предметно-пространственной среде группы

Современные педагоги считают, что базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём селе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился.

Психолого-педагогические исследования показали, что детям дошкольного возраста доступны занятия краеведением.

Что же такое краеведение? Краеведение – это изучение определённой части страны, города, села или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. «Край» — понятие условное и зависит от того, кто и какой целью его изучает. Это может быть и город, и район, и улица, т. е. то, что нас окружает.

Одним из важных условий в работе по краеведению выступает создание развивающей предметно – пространственной среды в группе.

При оформлении и подборе материалов для создания уголка краеведения в нашей группе мы придерживались следующих правил:

— материал должен быть понятным и доступным возрасту детей;

— материалы должен быть достаточно ярким и насыщенным;

— предоставить детям возможность участвовать в создании уголка.

Уголок находится в доступном и безопасном месте. Дети могут взять материал, игры, предметы рукотворного мира. Также уголок может трансформироваться в мини-музей, мастерскую, выставку детского творчества. Наличие полифункционнальных предметов, в том числе природных материалов, для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов — заместителей.

Важным условием успеха в данной работе является тесная связь с родителями (законными представителями). Приняли участие в сборе краеведческого и познавательного материала для пополнения уголка краеведения: семейные фото, лэпбук, сведения об Иргизе, селе, стенд «Люби и знай свой край», оформление выставки «Неофициальные символы России.

Информация в уголке представлена по разделам:

«Моя семья»: семейные фото, генеалогическое древо, лэпбук, рисунки детей, стихи, высказывания о семье, дидактические игры.

«Детский сад»: план-схема группы, фото сотрудников детского сада, стихи, работаем над созданием альбома «Наши будни и праздники».

«Родное село»: альбом «Наш край», фото достопримечательностей, фото известных людей села, журналы, герб села, информация о реке Иргиз, о селе, наглядный иллюстрированный и справочный материал «Животные и растения родного края», игра «Пятый лишний», рисунки детей.

«Город Самара»: карта, символика, фото достопримечательностей, набор открыток.

«Страна Россия»: карта, символика страны, фото президента, дидактическая игра «Моя Россия», иллюстрированный и справочный материал.

«Наша Армия»: дидактический материал, альбомы для рассматривания, награды Великой Отечественной войны, папка «9 Мая».

«Русская национальная культура»: мини-музей прикладного творчества — изделия народных мастеров: матрёшка, свистульки, каргопольская, филлимоновская, дымковская игрушка, жостовский поднос, вологодские кружева, изделия из бересты, хохломские ложки, макет «Русская изба» тряпичные куклы, наглядный иллюстрированный материал: «Народные традиции и праздники», «Русский костюм», «Народные росписи».

Задачи нравственно-патриотического воспитания реализуются не только через содержание уголка краеведения, но и через содержание других зон самостоятельной детской деятельности:

— в центре детского творчества представлены образцы декоративно – прикладного творчества;

— в центре игры присутствуют тематические наборы для сюжетно – ролевых игр: «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Ферма». Эти игры способствуют обогащению представлений детей о профессиях.

— в уголке познавательного развития помещены игры, лото «Профессии», напольная папка, стихи;

— в литературном центре помещены русские народные сказки, былины, малые фольклорные формы (потешки, загадки, стихи).

Таким образом, не только уголок краеведения, но и вся предметно-развивающая среда группы направлены на решение задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Мы — семья народов России

Страница 36 — 39

1. Раскрась народные костюмы. В пустом окошке нарисуй себя в костюме твоего народа.

Русские

ТатарыУдмуртыЧукча

2. С помощью взрослых подбери к русским пословицам похожие по смыслу пословицы других народов. Отметь их одинаковыми знаками.

Русские пословицы

- Мир освещается солнцем, а человек - знанием.
- Чтобы из ручья напиться, и то нужно наклониться.
- Правда как солнце: её ладонью не прикроешь.
- Где река всего глубже, там меньше шумит.
Пословицы других народов

- Ладонью солнца не заслонишь. 
                          (Калмыцкая пословица)
- Большие птица молчаливы, маленькие птицы крикливы. 
                          (Бурятская пословица)
- Кто любит рыбку, должен сидеть в воде.
                          (Татарская пословица)

Сопоставим пословицы:

3. К пословице без пары найди подходящую в творчестве своего народа. Запиши ее.

Без пары осталась пословица: «Мир освещается солнцем, а человек — знанием.» Парой к ней будет следующая пословица:

4. Отметь (закрась кружки), какие человеческие качества ценятся всеми народами.

  • Трудолюбие
  • Глупость
  • Аккуратность
  • Честность
  • Ум
  • Трусость
  • Лживость
  • Щедрость
  • Лень
  • Небрежность
  • Смелость
  • Доброта
  • Скупость
  • Грубость

Из гипса

Чтобы сделать муравьиную ферму из гипса своими руками, придётся потратить больше времени, т.к. необходимо дождаться застывания материала

Необходимые инструменты и материалы

Чтобы создать гипсовую ферму, понадобятся:

  • ёмкость;
  • гипсовый раствор;
  • вода;
  • коктейльная трубочка;
  • карандаш;
  • дрель;
  • канцелярский нож.

Пошаговая инструкция по изготовлению

Первым делом необходимо подготовить ёмкость для разведения гипса.
Смешать воду и гипс до консистенции густой сметаны.
Далее необходимо оставить его застывать в течение 5–7 дней.
Засохшую массу осторожно извлечь из ёмкости.
Карандашом нарисовать будущие ходы и выходы.
Просверлить небольшие тропинки, можно воспользоваться канцелярским ножом.
Поместить готовую конструкцию в аквариум или банку подходящего размера.
В крышке сделать дырочки для поступления воздуха.
Для того чтобы увлажнять среду обитания муравьям и кормить их, вставить коктейльные трубочки.

Вопросы и ответы

Какой вид мне подобрать для первого заселения?

Новичкам отлично подойдут представители из семейства мирмицин. Это наиболее эволюционно развитые группы. За ними интересно наблюдать – насекомые имеют четкую классификацию по кастам и профессиям.

Когда нужно приносить еду?

Вас почти всегда ждут голодные представители из семейства насекомых. В первую очередь еда поступает к матке и личинкам, а потом уже к простым работягам. Для правильного расчета порции проследите за их передвижениями – когда муравьи перестанут проявлять интерес к пище и передавать ее для матки, трапеза закончена. Нетронутую пищу можно убирать.

Меня укусили! Что делать?

Для муравьиных ферм предлагают насекомых с не самым токсичным ядом, поэтому здоровью ничего не угрожает. Чаще всего муравьиная кислота вызывает покраснение на кожных покровах или жжение на слизистой, если попадает в глаза. Для успокоения подойдет детский крем или успокаивающий лосьон.

Я новичок! Как мне ухаживать за формикарием, чтобы муравьи прожили долго?

Муравьиная матка способна прожить больше 20 лет, простые работяги – 2-3 года. При обеспечении комфортных условий для королевы, вы сможете наслаждаться искусственным муравейником почти четверть века.

На ферме умер один муравей – это заразно?

При переселении насекомые испытывают стресс, поэтому смерть 1-2 особей не является серьезным заболеванием. Также рабочие часто гибнут от старости, от перенаселения.

Несколько муравьишек сбежали, как мне правильно поступить: искать их или забыть?

В колонии нередко находятся разведчики, которые выходят на осмотр местности. Но для создания полноценной муравьиной семьи им потребуется матка. Если такие смельчаки не вернутся спустя 3-4 дня, то они уже погибли.

Как правильно выбрать муравьиную ферму?

Искусственных муравейников множество! Есть для долгосрочного содержания (гипсовые, песочные, вертикальные и горизонтальные) и для кратковременного (гелиевые).

Новичкам советуют приобрести сначала акриловую ферму, чтобы попробовать свои силы и познакомиться с насекомыми поближе. Такие формикарии рассчитаны на 1-1,5 года. 

В дальнейшем колония разрастется и потребуется подключать дополнительные ходы. Для длительного содержания муравьев можно подобрать удобный и практичный муравейник со встроенными отсеками, продуманной системой увлажнения и большой ареной.

Заповедные тропинки

Страница 44 — 45

1.Рассмотри рисунки. Подумай, что можно, а чего нельзя делать в заповеднике. Отметь то, что можно делать, зелёным кружком, то, чего нельзя, красным кружком.

2. Если в твоём крае есть заповедник, узнай о нём побольше. С помощью взрослых напиши рассказ об этом заповеднике. Свой рассказ проиллюстрируй рисунком или фотографией. Можешь собрать сведения и о любом другом заповеднике России, который тебе интересен.

Ильменский заповедник
     Ильменский заповедник занимает площадь 303 кв. км. Находится в 
Центральной части Челябинской области около города Миасс. Занимает
34 место среди заповедников страны по своей площади.

     В заповеднике 268 минералов, 16 из которых были открыты впервые. 
85% территории занимает лес из которых 55% - сосна обыкновенная и 
40% - береза повислая.

Ильменский заповедник

3. Давай погуляем в музее заповеднике «Малые Корелы» недалеко от города Архангельска. Ниточками от клубочков соедини с названиями старинные постройки, их детали и украшения.

4. С помощью взрослых запиши, в каких музеях под открытым небом тебе уже довелось или хотелось бы побывать.

Музей военной техники «Боевая слава Урала»

5) Ребята принесли фотографии для выставки «Природы дивная краса». Какая фотография НЕ подойдёт для этой выставки?

На фотографиях мы видим ветки дерева, цветок, бабочку. Это все объекты природы, и они подходят для выставки.

Но набор глиняной посуды хоть и красивый, но является предметом рукотворного мира, ведь посуда сделана руками человека. Этот снимок для выставки не годится.

6) Учительница попросила привести примеры объектов природы. Вот что сказали ребята

  • Серёжа: «Птица, рыба, жук, камень, гриб».
  • Ира: «Солнце, Луна, облако, куст, цветочный горшок».
  • Коля: «Ворона, заяц, одуванчик, мухомор, медведь».

Кто из ребят допустил ошибку?

Ошибку допустила Ира, ведь она среди объектов действительно природы назвала цветочный горшок, который сделан руками человека и является частью рукотворного мира.

Подавляющее большинство муравьев — самки

Все рабочие муравьи и муравьи-солдаты в каждом муравейнике — это самки, не способные к размножению. Они развиваются из оплодотворенных яиц, в то время как из неоплодотворенных развиваются самцы.

Интересный факт о муравьях: вырастет из яйца рабочий муравей или будущая матка, зависит от того, как питается личинка. Рабочие муравьи сами могут решать, как кормить расплод и сколько будущих маток выкармливать.

У некоторых матки как таковой нет, а размножаться могут все рабочие самки. Есть и такие виды, в гнездах которых живут несколько маток. Классический пример тому – гнезда домашних муравьев (фараоновых).

Тематическое занятие: Муравей

Наше изучение насекомых продолжилось изучением муравья. Задание к нему я сделала сначала не много, потому что часть взяла у Марии Костюченко замечательные готовые задания про муравья. Но когда сделали то, что я приготовила. Димка затребовал еще! А на даче мне это сделать просто не возможно. И приехав домой, я сделала еще много интересных заданий, которые Димка с большой радость выполнял. Несколько обводилок «Муравей», найденные в интернете Диме понравились, а вот Машины лабиринты для нас оказались еще сложными. Сынуля все время просил делать вместе. Дома я сделал еще дополнительных проводилок и соединялок – это очень полезно для моторики.

Задание с математическими карточками в этот раз решили сделать немного интереснее. Дима не просто называл количества из предложенных вариантов, а прикрепляли к нему прищепки. Такой игровой вариант ему очень приглянулся. Легко малыш определял и лишнее в последовательностях. Сам заполнил логические цепочки. Даже на следующий день еще раз показал папе, как у него это получилось.

Изучив строение муравья по Машиным заданиям, мы сделали поделку муравей. Для неё нужно коробка из-под яиц, глазки и синельная проволока. Дима сам раскрасил основу, а остальное доделывала я. Играет с муравьишкой до сих пор!

Математические пазлы увлекли Диму тем, что он собирал и выяснял, сколько на картинке муравьишек и что они делают. А вот слово «муравей» выкладывали не буквами, а тоже полосочками – пазлами с буквами. Сверху лежало слово-образец.

Очень понравилась схема муравейника от Марии. Рассмотрели где и сто и как устроено в муравейнике. Это оказалось очень познавательно. А потом сделали поделку «Муравейник» из моих «Летних шедевров». Дома я создала свое описание в картинках к очень интересной иллюстрации – строение муравейника.

Понравилась Диме и новая игра «Муравейник». Игровое поле – это цифры, а на кубике-двенадцатиграннике выпадает определенное количество точечек. Кубик кидали по очереди я и Дима. То количество, что выпадало – ставили на цифру камушек, каждый своего цвета. Играли даже дважды! А еще Дима сам выкладывал камушки на букву и муравьишку. Это своеобразный вид мозаики.

Мы выполнили и задания Маши по стадиям муравья, и дома сделанный мной и пазл «Стадии муравья». Самостоятельно Дима выложил и названия частей муравья.

Разложил на большие, средние маленькие по размерам картинки с муравьями. А еще карточки с буками «М» заглавными и строчными. И карточки мемори Муравьи. Мы играли вдвоем, но Дима как-то не очень улавливал, что надо найти парочки – а не просто поднять картинки. Ладно, учимся.

Откуда появились муравьи

На сегодняшний день описано около 12000 видов муравьев, но ученые ничего не знают о биологии большинства этих видов. Так откуда появились муравьи? Эти насекомые, предположительно произошли от ос. Муравьи социальные насекомые и этой особенностью они отличаются от них. Общинность появилась у муравьев около 130 миллионов лет назад, когда они эволюционировали из близкого не социального насекомого. Но у некоторых видов еще сохранились черты, роднящие их с предками. Например, у австралийских муравьев-бульдогов есть осиное жало, чем они очень похожи на ос. Их рабочие муравьи не уступают матке по размерам и даже сохраняют способность откладывать яйца. Правда, их яйца идут на корм личинкам, поскольку только матке доверено производство нового поколения. Муравьи-бульдоги отличаются не только этим от остальных видов. Их сообщество муравьев образовано несколько по-другому. У них нет разделения на касты. Когда королева-мать умирает, на ее место претендует несколько самок рабочих муравьев, способных к оплодотворению. Победительница определяется на «рыцарском турнире». Муравьи встают друг перед другом и грозно водят из стороны в сторону челюстями и усиками-антеннами. Но поединки, пусть даже ритуальные, редкость в муравьином семействе. Обычно насекомые мирно трудятся на благо всего муравейника. Известен и еще один вид крупных тропических муравьев, которые во многом похожи на своих родственников ос. Это «муравей-пуля» (Paraponera clavata). Рабочий муравей этого вида тоже самка, обладает жалом и сильным ядом. Тело ее, как и у всех муравьев, состоит из трех сегментов, заключенных в наружный скелет. Крупные и мощные жвала служат для поднятия тяжестей. Секрет муравьиной коммуникации заключается в пахучих железах, выделяющих феромон, и усиках с нервными клетками, настроенных на запах и прикосновения. Идеальный набор инструментов для любого общинного насекомого. Но муравей-пуля не заходит так далеко в своей общественной жизни как другие виды. Колонии их малочисленны, а каждый рабочий является самостоятельным охотником. Будучи 2,5 см длиной, муравей-пуля охотится в одиночку, так что частично успех этого вида зависит от отдельных особей.

Муравьи — самые многочисленные насекомые на Земле

По подсчетам одного из наиболее уважаемых мирмекологов мира Эдварда Уилсона, на Земле сегодня проживают от 1 до 10 квадриллионов особей муравьев — то есть от 10 в 15-й степени до 10 в 16-й степени отдельных муравьев.

Невероятно, но факт – на каждого живущего человека приходится около миллиона этих созданий, а общая масса их примерно равняется общей массе всех людей.

На тихоокеанском острове Рождества на квадратный метр поверхности почвы приходится около 2200 муравьев и 10 входов в гнездо. А, например, в саваннах западной Африки на каждый квадратный километр площади приходится 2 миллиарда муравьев и 740 000 гнезд!

Такой численности и плотности населения не достигает больше никакая другая группа насекомых.

Рассказ 3. Из чего состоят грибы?

Когда мы собираем и едим грибы, то думаем, что это сам гриб. На самом деле, это вовсе не так! Это лишь плодовое тело гриба. А основная часть гриба — это грибница!

Грибница состоит из белых тонких ниточек, пронизывающих весь верхний слой почвы. На этих ниточках образуются маленьких клубеньки. Эти клубеньки растут, вылезают из земли и … превращаются в известные и любимые нами грибы!

Грибница может жить и давать грибы много-много лет, если ее не повредит человек

 Грибница высыхает и погибает от солнечных лучей, если она не защищена и повреждена человеком. Поэтому когда мы собираем грибы, надо грибницу беречь: гриб осторожно взять, а освободившееся место в земле легонько прикрыть мхом или листвой, чтобы сохранить грибницу. И чтобы позже на этом же месте вырос новый гриб

Грибница очень — очень большая  и занимает много метров вокруг маленького грибка. Можно детям сравнить размер грибницы с размером.. детской площадки во дворе! Поэтому на самом деле гриб — это очень- очень большое существо! По размерам и весу он больше… слона! 

Об этом Ваши дети узнают из замечательное телепередачи «Шишкин лес. Природоведение. Грибы» — моей любимой познавательной программе для дошкольников телеканала «Радость моя». Посмотрите это видео с детьми и обсудите, что удивительного Вы узнали о жизни грибов из этого видео. Расскажите эти удивительные факты друзьям и знакомым, родственникам ребенка — удивите и их!

Занятие про грибы в «Шишкиной школе» для малышей

Мы поговорили с вами про грибницу, которая находится под землей. А из чего состоит плодовое тело гриба, которое мы собираем в лесу? У гриба всегда есть шляпка и ножка. (Примечание: такого объема знаний  о частях гриба для дошкольника вполне достаточно.  Не нужно объяснять малышу, что такое  ламелы, мицелий  и т.д. Мы даем малышам только те знания, которые они могут применить в своей жизни)

Рассмотрите на картинках шляпки разных грибов. Какие они разные! И разные по характеру поверхности (маслянистая, ворсистая, гладкая, шершавая), и по цвету, и по форме. А у чего и у кого еще бывают шляпки? (У бабушки или мамы может быть шляпка на голову. Раньше мужчины носили на голове шляпы, и сейчас еще можно увидеть на улице мужчину в шляпе).  Есть даже такая загадка: «Под одной шляпой четыре братца стоят» — это загадка о столе!  А еще шляпка есть у .. гвоздя!

Попросите ребенка найти на картинке ниже все шляпки (не забудьте про шляпки гвоздя, мужскую шляпу, женскую шляпку и шляпки грибов). Посчитайте, сколько шляп вы с ребенком нашли на картинке. Правильно назовите — например, «пять шляп» или «три шляпы» (согласуя числительное с существительным).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: