Физическое развитие ребёнка

Особенности кормления малыша на 9 месяце

В 9 месяцев питание крохи уже больше похоже на рацион взрослого человека. Питание ребёнка в 9 месяцев должно происходить 5 раз в сутки, при этом утреннее и ночное кормление должно быть грудным или адаптированной молочной смесью. Кстати, недавно мы писали о проверке Росакачеством детской молочной смеси.

Особых отличий в меню ребёнка на грудном и искусственном вскармливании, кроме первого и последнего приёма пищи, нет. В первом случае вы даёте малышу утром и ночью грудное молоко, во втором – смесь. Если малыш днём питается  с завидным аппетитом и его вес находится в пределах нормы, постарайтесь уже в этом возрасте отучить его от требования еды ночью.

Какие продукты должны быть в меню?  Так как рацион питания ребенка в 9 месяцев более расширенный, очень важно строго следить за состоянием здоровья. В меню на неделю входят такие продукты и блюда:

  • овощное пюре с использованием практически всех овощей;
  • перетёртые каши (кукурузная, гречневая, рисовая, овсяная);
  • яичный желток;
  • мясной фарш;
  • мясо кролика или курицы (лучше давать в обед);
  • телячья печень;
  • суп из нежирных сортов рыбы;
  • кисломолочные продукты (творог, кефир). Творог должен быть утром или вечером.
  • сухарики, печенье;
  • фруктовые соки и пюре в баночках.

Нет гарантии, что кроха будет с удовольствием кушать печень или пить кефир, а вот творог ему может очень понравится и он будет готов есть его каждый день. Именно поэтому меню составлять рекомендуется индивидуально, с учётом советов педиатра. Не забывайте, что утреннее кормление и вечернее должны быть максимально лёгкими!

Закаливающие процедуры

Большую пользу для здоровья малыша приносят и закаливающие процедуры. Ребенку, которому исполнилось 9 месяцев, необходимы ежедневные воздушные ванны, влажные обтирания, а также гимнастика и массаж (рекомендуем прочитать: как делать массаж 9-месячному ребенку?). Комплекс упражнений довольно прост, поэтому не требует особых усилий и не занимает много времени:

  • круговые движения руками;
  • сгибание-разгибание ног вначале вместе, затем поочередно;
  • имитация ползания;
  • поочередное сгибание-разгибание рук, при этом мама держит малыша за пальчики;
  • массаж спинки и животика;
  • имитация бега;
  • поднятие выпрямленных ножек и другие.

Как советует доктор Комаровский, такие упражнения необходимо делать ежедневно по 10 минут, выполняя каждое по 5-7 раз. Обучающее видео поможет родителям овладеть техникой выполнения гимнастических упражнений и массажа.

Оптимальная температура для ежедневных воздушных ванн в помещении – 18-19 С, на свежем воздухе – 22-23 С. Длительность – около 30 минут. Переодевая малыша, можно сделать 5-6-минутную паузу для кратковременной воздушной ванны.

Физическое развитие

Темпы набора массы тела месяц от месяца продолжают своё закономерное снижение. Это связано с увеличением активности и двигательных возможностей ребёнка. Так, за девятый месяц жизни малыш в среднем набирает 450 — 500 граммов.

По сравнению с массой тела при рождении, 9 месячный малыш должен прибавить 6 килограмм. Этот критерий в 9 месяцев также зависит от конституции, характера питания, частоты заболеваний и пола. Мальчик по массе тела может значительно опережать девочку.

Прибавки роста тоже несколько уменьшаются. К 10 месяцам ребёнок подрастёт ещё на сантиметр — полтора.

Все эти цифры – лишь усреднённое цифровое выражение физического развития. Каждый ребёнок индивидуален и оценивается врачом не только на основании конкретных таблиц.

Правила ухода за ребенком

Чтобы грудничок не болел, хорошо себя чувствовал и нормально развивался, нужно за ним правильно ухаживать. После пробуждения стоит умывать лицо. По мере необходимости родителям надо чистить ребенку уши и нос. После каждого опорожнения кишечника надо использовать влажные салфетки либо подмывать грудничка.

купать младенцаЛучше делать этоМыло разрешается использовать не чаще раза в неделю.

После каждого купания кожу ребенка необходимо обрабатывать увлажняющим кремом. Если малыш находится в памперсах, стоит следить за тем, чтобы не появлялись опрелости. Полезны воздушные ванны, во время которых оставляют ребенка полностью голым. Такую процедуру можно проводить лишь при условии оптимального микроклимата в помещении.

В девять месяцев у детей уже есть зубы

Важно регулярно проводить гигиену ротовой полости

Что умеет ребенок в 9 месяцев?

Ребенок в 9 месяцев должен уметь показывать ротик, носик и остальные части тела у мамы, куклы, себя в зеркале, в некоторых случаях правильно «попадая» в необходимое место пальчиком. Превращать в звуковые серенады обычный лепет. Сует пальчики в любые дырочки и щелочки, умеет мять и рвать бумагу, мнет глину в ладошках. Может листать толстые страницы в книжках из картона. Самостоятельно сидит, садиться, ползает и ходит у опоры, может вставать без поддержки. В 9 месяцев ребенок повторяет слоги, перебирая согласные и гласные, вскрикивает, аукает, временами громко заливается смехом, а также комментирует происходящее вокруг на своем собственном языке.

Секрет № 1 Молодой маме нужна поддержка «бывалых» и понимание родных

Лично мне во многом помогли друзья — молодые родители, которые регулярно интересовались, как дела, отдавали одежду и всякие нужности, а также делились советами бывалых «путешественников». Если таких людей в вашем окружении нет, можно искать поддержку на форумах, в пабликах молодых мам и на прочих «детских площадках». А, и на обычных детских площадках тоже!

Родители и муж взяли на себя часть обязанностей по домашнему хозяйству, но благодаря друзьям мне было спокойнее и веселее.

Очень помогли ежевечерние разговоры с мужем: мы перечисляли все позитивное, что произошло за день, и поддерживали друг друга однозначным «Мы справимся!».

Запомнить:

  • общаться с опытными родителями,
  • не стесняться просить о помощи,
  • делегировать полномочия в семье,
  • говорить о материнстве в позитивном ключе,
  • отдыхать при первой же возможности.

Нормы психомоторного развития ребёнка первого года жизни

Возраст Моторное развитие Социальное развитие Зрительные реакции Слух и речь Сон
0 мес Ручки и ножки согнуты, голова на уровне с туловищем Успокаивается, когда берут на руки Жмурится на свет, кратковременно сосредотачивает взгляд Вздрагивает на резкие звуки. Крик громкий, звонкий Спит, просыпается на время кормления
1 мес Поднимает и держит голову, лёжа на животе Успокаивается, когда берут на руки, ответная улыбка Следит за предметом Прислушивается к звукам. Крик громкий, звонкий Спит, просыпается на время кормления. Ночной сон 5–6 часов
2 мес Держит голову в положении на животе, вертикально — ещё не уверенно Улыбается в ответ, успокаивается при общении Следит за предметом и звоном игрушки, глядя вверх, вниз, и в сторону Слушает звук колокольчика или погремушки, начальное гуление Чёткие ритмы сна, после кормления засыпает не сразу. Общая длительность сна 18 часов
3 мес Держит голову, тянется к игрушке Активное бодрствование, комплекс оживления при общении Следит за предметом, переводит взгляд на разные предметы Ищет источник звука глазами, певучее гуление Чёткие ритмы сна, после кормления засыпает не сразу. Общая длительность сна 16 часов
4 мес Поворачивается со спины на бок или на живот; «присаживается» Берёт игрушку, рассматривает свои ручки Певучее гуление, смех
5 мес Поворачивается со спины на живот и с живота на спину; «присаживается» Активное бодрствование, комплекс оживления, эмоции страха Берет игрушку, тянет её в рот Певучее гуление, смех, хныканье. Оживляется на голос матери Чёткие ритмы сна, после кормления засыпает не сразу. Общая длительность сна 14 часов
6–7 мес Сидит с поддержкой, лёжа на животе — поднимается на руках Поворачивается на голос, познавательный интерес Берёт игрушку, перекладывает из руки в руку, стучит по игрушке Активный лепет, узнаёт голоса близких
8–9 мес Сидит сам, ползает на четвереньках, встаёт у опоры Игровой контакт со взрослым, общение с помощью жестов Берёт игрушку, мелкие предметы двумя пальцами Активный лепет, слоги Чёткие ритмы сна, после кормления засыпает не сразу. Общая длительность сна 12–14 часов
10–11 мес Ходит у опоры, первые шаги Хлопает в ладоши, машет ручкой, пьёт из чашки Удерживает три мелких предмета, «пинцетный» захват Слоги, 2–3 слова
12 мес Ходит сам, приседает и встаёт. Кормит куклу, строит башню из двух кубиков Избирательное отношение к окружающим. Пьёт из чашки, черпает ложкой 3 слова, узнаёт картинки

Советы родителям

Следует с осторожностью (и только по одному) включать в рацион ребенка новый продукт. Это позволит вовремя распознать аллергию (при ее развитии) и обратиться за помощью

Не рекомендуется давать детям этого возраста цитрусовые, конфеты, полуфабрикаты, красную рыбу. Малыша можно начать постепенно приучать к измельченной, а не гомогенизированной пище (заменять пюре на протертые супы). Необходимо держать на отдалении от ребенка мелкие вещи (пуговицы, крупы). Полы должны иметь мягкое и не скользкое покрытие. Малыш девяти месяцев может проявить небольшую самостоятельность – под присмотром можно давать ему самому пользоваться ложкой, брать в руки книжку, снимать простую одежду. Не следует использовать в гардеробе ребенка синтетические ткани, а также яркую, пеструю и неоновую одежду. Предпочтение отдают хлопчатобумажным тканям, одежде из штапеля, льна, вискозы. Необходимо как можно реже приобретать одежду с металлическими включениями, поскольку они часто являются источниками аллергии. Ради обеспечения максимальной безопасности ребенка его следует держать подальше от окон и подоконников, приборов, оборудования, швейных принадлежностей, бумаги, кухонной утвари, инструментов, проводки и неустойчивой мебели.

Навыки и умения ребенка в 9 месяцев

Девятимесячный ребенок самостоятельно сидит и может находиться в сидячем положении до 10 минут. В сидячем положении он может дотягиваться до игрушек и играть с ними.

Малыш может встать и держась за опору немного постоять. Он хорошо ходит в ходунках и может шагать придерживаясь за стул, медленно двигая его вперед. Пока ребенок может ходить недолго, но еще через несколько месяцев он сможет шагать без поддержки, увеличив время ходьбы до получаса. Ребенку нравится подпрыгивать и приседать находясь в кроватке или манеже. Кроха хорошо ползает. Правда, делает это он пока по-пластунски, так как ползать на четвереньках ему еще тяжело. Если у малыша получается ползать не слишком хорошо, не нужно переживать. Достаточно поделать с ним специальные упражнения, которые не только помогут развить ползательный навык, но и позволят закрепить его на практике.

Девятимесячный ребенок пользуется приемом щипкового хватания, то есть он берет интересующие предметы сначала двумя или тремя пальцами, а только потом всей ладонью. На данном этапе у ребенка совершенствуется мелкая моторика, он старается все трогать и совать пальцы, куда только можно, так как он испытывает неподдельный интерес буквально ко всему, что видит. Ребенок уже может рвать бумагу на куски и уверенно удерживать игрушки или прочие предметы в руках. Это может быть пища, чашка, ложка и прочее. Сжимать пальцы малыш может без труда, а вот с разжатием он пока испытывает проблемы. По этой причине если карапуз схватит какой-либо предмет, то отобрать его у него будет очень сложно. При попытках родителей забрать у ребенка удерживаемый предмет, родители столкнутся с отрицанием, отталкиванием рук и плачем.

В девятимесячном возрасте у ребенка продолжают резаться зубы, а у некоторых детей только начинают. Этот процесс сопровождается капризностью, нервозностью, повышением температурных показателей и слюнотечением. Не нужно переживать, если зубы пока не начали резаться. Они могут появиться несколько позже и вырезаться сразу по паре сверху или снизу.

https://youtube.com/watch?v=xsmbmtKLHZ4

Основные навыки девятимесячного ребенка

Девятимесячный карапуз — это уже не тот беззащитный ангелочек, которого совсем недавно принесли из роддома. А маленький человечек, который совсем не желает смирно сидеть в коляске, а так и норовит познать окружающий мир.

Эмоции и психика

  • В девять месяцев, ребенок с успехом проявляет свои эмоции, основными являются удивление, радость, страх, злость, заинтересованность.
  • Ему проще находится в знакомой обстановке и знать где находятся вещи, книги и игрушки.
  • А вот попытки сходить в гости или просто в магазин, могут не обвенчаться успехом, малыш может плакать и капризничать.

Важно Капризы указывают на психический или эмоциональный дискомфорт

  • Хотя если рядом мама или папа, ваш кроха привыкнет, и спокойно будет осваивать новую территорию, периодически поглядывая рядом ли «поддержка».
  • Дети в 9 месяцев во всю пытаются быть похожими на взрослых, что и делают при развитии предпосылок самообслуживания (может залезть рукой в тарелку взрослого, так как ложкой пользоваться еще не умеет).
  • Они легко вступают в контакт с знакомыми людьми на игровом и эмоциональном уровне.
  • Могут длительно с интересом рассматривать себя в зеркале.
  • Показывать части тела на лице мамы или папы (нос, рот, уши и тд)
  • При необходимости чего либо, могут показывать на предмет указательным жестом.
  • Если спрятать игрушку, маленький будет искать ее глазами.
  • Девятимесячный карапуз даже может понимать некоторые простые просьбы такие как «дай», «где», «покажи», «встань», не подкрепленные жестами.
  • Ребенок уже может связывать предметы и названия. Так, спросив «Где кошечка?» можно увидеть, как маленький сосредоточит взгляд на кошке.
  • Делает первые попытки обхитрить взрослого, если ему что-то не по душе.
  • В 9 месячном возрасте ребенок отлично знает свое имя, и заметно оживляется при его звучании.

Физическое развитие

Как упоминалось ранее деток уже не удержишь в кроватке, манеже или коляске. Ведь и вправду, «на борту» столько возможностей и навыков.Полезно Врачи показывают максимальные умения детей в этом возрасте. Следовательно, если ваше чадо чего-то не умеет, не стоит сразу паниковать и бить тревогу, все детки индивидуальны.

Давайте проверим основные из них, что должен уметь ребенок в 9 месяцев:

  • Самостоятельно садится и ровно и уверенно держать спинку на протяжении 10 минут.
  • Уметь ползать вперед, назад, и даже поворачивать (движения могут быть еще плохо скоординированы, но ползать вперед малыш должен обязательно).

Важно Если ваш ребенок в 9 месяцев еще не умеет ползать, стоит обязательно обратиться к врачу. Хотя есть и детки которые пропускают этап ползания, отсутствие данного навыка нельзя игнорировать

  • Вставать у опоры, опираясь на что-то или кого-то (если не на ноги, то хотя бы на колени).
  • Делать первые шаги, держась за руку взрослого.
  • Мять пластилин или бумагу, тем самым развивая мелкую моторику.
  • Показывать какой он большой, топать ножками, повторять движение за взрослыми.
  • Стучать чем-то обо что-то, желательно чтобы это были музыкальные игрушки, а не дорогая техника.
  • Пробовать ставить кубики друг на дружку.
  • Брать большие предметы одной ручкой и перекладывать их в другую.
  • Ребенок должен пытаться откусить кусочек печенья или хлеба который держит в руке, и стараться его пережевывать.
  • Также благодаря щипковому хватанию, должен переворачивать страницы в крупных тетрадках или книжках.

Зрение и слух

Фактически завершение формирования зрения заканчивается уже после полугода. Далее меняется только острота зрения и пространственное восприятие. Слух тоже уже достаточно развит, малыш может слышать не только разговоры взрослых, а и прислушиваться к тиканью часов.

  • Четко слышит громкие звуки, и с легкостью реагирует на свое имя.
  • Дифференцирует ритм музыкальных движений и может стараться приплясывать в такт.
  • Также благодаря умению ползать, малыш может корректно оценивать расстояние до предмета.
  • Кроха начинает реагировать на шепот и прислушиваться к тихим звукам в течении длительного времени будь то храп, шипение масла на сковороде или шум дождя.

Речь

Наиболее активно речевые навыки развиваются на 7-8 месяце жизни, а уже после просто добавляются новыми лепетными цепями и шумовыми началами.

  • В девять месяцев детки произносят отдельные повторяющиеся слоги типа «ма-ма», «ба-ба», «па-па», родители часто принимают их за первое слово малыша.
  • Проявляют лепетную активность при обращении к ним по имени.
  • Предметы они называют своими, понятными только им словами.
  • Уже умеют манипулировать голосом, интонацией.
  • Стараются подражать всем звукам услышанным дома или на улице.

Нормы роста и веса для мальчиков и девочек

Интенсивность набора массы тела и увеличения роста в этом возрасте снижается. За девятый месяц грудничок становится длиннее на 1-2 см и тяжелее на 450-500 г.

Ребенок прибавляет около 4-6 кг к своему весу при рождении. Педиатры оценивают физическое развитие детей по утвержденным нормативным показателям ВОЗ. Мальчики и девочки имеют некоторые отличия в физическом состоянии.

Значения роста для детей разных полов приведены ниже в таблице.

Показатель Рост в сантиметрах
девочки мальчики
Низкий 65,3 67,7
Ниже среднего 67,7 69,7
Средний 70,1 72,0
Выше среднего 72,6 74,2
Высокий 75,0 76,5
Очень высокий 77,4 78,7

Нормы веса, окружностей головы и грудной клетки, утвержденные ВОЗ, приведены ниже в таблице.

Параметр тела Девочки Мальчики
нижняя граница верхняя граница нижняя граница верхняя граница
Вес в килограммах 6,5 10,5 7,1 11,0
Окружность грудной клетки в сантиметрах 41,0 46,0 43,0 47,0
Окружность головы в см 41,2 46,5 42,5 47,5

Если малыш недобрал 1 кг или имеет большую массу тела, то это не означает, что он развивается неправильно. Если грудничок активный, веселый, у него нормальный аппетит, то это говорит о его хорошем здоровье.

Становление каждого ребенка проходит индивидуально.

На становление малыша влияют следующие факторы:

  • тип вскармливания;
  • меню, режим питания;
  • степень активности;
  • количество и продолжительность прогулок;
  • занятия с родителями (физические упражнения, массаж).

Периодически рекомендуется показывать ребенка педиатру. После осмотра врач скажет, нормально ли растет и развивается младенец, нужно ли вносить какие-либо коррективы в его питание, отдых и бодрствование.

Ежедневный распорядок 9-летней девочки

Режим дня — важная здоровая привычка, которая укрепляет здоровье, помогает равномерно распределить занятость и досуг. При составлении распорядка следует учитывать смену обучения в школе.

Если девочка ходит на занятия утром, то после окончания уроков необходимо включать 1,5-часовой отдых на свежем воздухе, непродолжительный сон после обеда, посещение кружка или спортивной секции.

Когда ребёнок занимается в школе после обеда, то прогулки следует перенести на первую половину дня. Самое главное — комбинировать учебную и домашнюю нагрузку с отдыхом на улице, свободным времяпрепровождением.

Если отсутствует возможность послеобеденного сна, то стоит укладывать дочь спать пораньше на 60 минут. Оптимальное время отхода ко сну – 22.00.

Секрет № 5 Речь развивается благодаря общению, а не учению

С шестого месяца кроха стал различать мою интонацию. Мама «строгая» — надо уползти к игрушкам, мама «добрая» — можно побаловаться с ней, посмеяться и повизжать. Так закладываются основы речевых навыков.

Я не читала вслух книги, стихи, потешки из интернета, они удивляли меня нескладностью и отсутствием смысла.

Вместо этого я пела ребенку песни (плохо, но долго), комментировала свои действия, особенно при приготовлении пищи. К еде малыш был неравнодушен, поэтому она привлекала больше внимания. Показывала и называла черно-белые картинки — у ребенка на первом году зрение только начинает формироваться, и он может различать только контрастные цвета: крупные черные фигуры на белом фоне, остальное для него пока «белый шум». Давала потрогать различные материалы: мягкие ткани, расчески, пакетики, обертки, кнопки, пуговицы, деревянные игрушки, колокольчики.

С помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов малыш привлекал к себе внимание взрослых. Каждый месяц у нас были новые звуки: вот он с утра звонко кричит «АГА! АГА!», а затем это сменяется «амама» и «бабаба»

Самым интересным моментом было выражение блаженства. Так в девять месяцев, развалившись как барин на двух одеялах, он с упоением издавал звуки, похожие на мурлыканье.

Запомнить:

разговаривать с ребенком, реагировать на его попытки общаться.

Выбираем игрушки для крохи 9 месяцев

В девять месяцев малыш начинает осознанно получать удовольствие от первых игр, выражать свои эмоции и осваивать навыки общения. Развивать ловкость и моторные навыки ребенку помогут правильно подобранные игрушки. Итак, что желательно иметь в «арсенале» девятимесячному малышу?

Игрушки

Ребенок в девятимесячном возрасте все впитывает, как губка, поэтому важно окружать его полезными и нужными предметами. Приобретите фигурки домашних и диких животных

В игре называйте животное, и вкратце упоминайте, какие звуки оно произносит, чем отличается от других зверей. Пусть в вашем игрушечном мире будут несколько кукол, которых можно переодевать, укладывать спать, купать их. Постоянно проговаривая простейшие действия в игре, малыш запомнит их и в скором времени начнет воспроизводить сам.

Каталка

С каждым днем малыш, опираясь на опору, делает шаги и совершенствуется в ходьбе. Самое время приобрести игрушечную каталку на колесах, с возможностью опереться на неё. Дети в этом возрасте с удовольствием облокачиваются на такой предмет, позволяющий перемещаться по всей комнате. Будьте уверены, у крохи подобная игрушка вызовет большой восторг!

Книжки-игрушки

Издания с разноплановыми игровыми элементами развивают у ребенка зрение, слух, мышление и тактильные ощущения. Малыш учится вместе с такой книжкой осваивать множество действий – открывать и закрывать её, тянуть и дергать за вкладыши, прикасаться к разным фактурам, шуршать, звенеть и т.д.

Выбрать для изучения есть из чего, игровые книжки представлены сразу в нескольких категориях, например, картонные (с объемными фигурками, глазами, игрушками), резиновые (непромокаемые, с пищалками – брызгалками для ванной), текстильные (страницы с разной набивкой, блестящими и звуковыми вставками).

Развивающий центр

Этот предмет направлен на вовлечение в игру всех органов чувств младенца. Такой центр позволит родителям заметить, что умеет малыш на конкретный момент и чему научился спустя неделю. С тянущимися – выпадающими элементами тренируется координация движений, развивается мелкая моторика рук. Остановиться при покупке стоит на развивающих центрах с несколькими видами деятельности (не менее 5), позволяющими крутить предметы, мять, дергать, стучать, менять цвет. Такая игрушка потребует от ребенка в игре умственных и физических усилий, что положительно скажется на его развитии.

Физическое развитие детей в 14 месяцев

В зависимости от наследственной предрасположенности физические параметры детей при рождении сильно отличаются.

В течении первого года жизни организм готовится к двигательной активности. Основные показатели физического развития детей в 1 год 2 месяца можно отметить в таблице:

Мальчики

Вес, кг 10,1 – 12,7
Рост, см. 76 – 83
Окружность грудной клетки, см 49,4
Окружность головы, см 48,22

Девочки

Вес, кг 9,2 – 11,8
Рост, см. 74 – 80
Окружность грудной клетки, см 48,29
Окружность головы, см 48,7

Разумеется, параметры физического развития сугубо индивидуальны, не стоит переживать, если ваш ребенок в чём-то не соответствует статистическим показателям. Если существуют определенные предрасположенности к каким-либо проблемам развития, это обязательно заметит педиатр.

В возрасте 1 года 2 месяцев у ребенка обычно сформировались нижние и верхние центральные резцы. Приходит время для прорезывания нижних и верхних боковых резцов, а с ним и сложные будни для родителей.

Изменения в весе, по сравнению с годовалым возрастом, незначительные. Увеличения в массе может вообще не происходить, либо измениться на 50-100 грамм. Физическое развитие оценивается по приобретённым ребенком навыкам. В этом возрасте малыш с нормотипичным развитием может вставать без опоры, стоять и делать самостоятельные без поддержки шаги. Считается, что к 1 году 2 месяцам дети должны начать ходить, но иногда это происходит до 18 месяцев. В этом случае учитываются не только физические возможности ребенка, но и психологическая готовность к процессу самостоятельной ходьбы. Бывают случаи, что дети в следствие испуга после падения начинают ходить значительно позже, даже при условии крепких мышц. Но всё же координация движений детей с каждым месяцем значительно меняется. Шаги становятся увереннее, движения разнообразнее. Малыш может забраться на невысокий диван и слезть с него. Легко приседает и встаёт.

У ребенка уже появились первые зубы: от 6 до 12, и, в связи с этим качественно меняется режим питания. Малыш пробует твёрдую пищу, постепенно угасает рефлекс сосания. Грудное вскармливание, либо приём смеси сокращается до 4-5 раз, кроха больше приобщается к «взрослому столу». Мелкая моторика рук и пальцев еще недостаточно развита, чтобы малыш мог самостоятельно держать стакан или ложку. Но это прекрасный возраст для начала воспитания правильных навыков питания. Для приёма жидкой пищи рекомендуется приобрести правильный набор посуды, с внешним прорезиненным донышком, чтобы тарелочки и кружки не скользили по столу и способствовали формированию самостоятельности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: