Использование сюжетно-дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Множества принято обозначать прописными буквами латинского алфавита: A, B, C … Z Множество, не содержащее ни одного объекта, называется пустым и обозначается символом Для ряда числовых множеств в математике приняты стандартные обозначения:

N – множество натуральных чисел Z – множество целых чисел Q – множество рациональных чисел R – множество действительных чисел Способы задания множеств

1. Множество определяется перечислением его элементов А={3,4,5,6}

2. Множество определяется указанием характеристического свойства его элементов А={x|x € N и x7} Виды множеств Множества бывают конечные. Это такие множества, элементы которых можно пересчитать. (Множества пирамидок, игрушек, овощей, фруктов, матрешек) Множества бывают бесконечные. Это такие множества, элементы которых посчитать невозможно, потому что нет конечного результата.

(Множество натуральных чисел, множества точек на прямой линии).

Разбиение множества на классы Классификация – это действие распределения объектов по классам, на основании сходств объектов внутри класса и их отличии.

Любая классификация связана с разбиением некоторого множества объектов на подмножества Круги Эйлера Математика изучает не только те или иные множества, но и отношения, взаимосвязи между ними. Отношения между множествами наглядно представляют при помощи особых чертежей, называемых кругами Эйлера Пересечение множеств Пересечением множеств А и В называется множество, содержащее те и только те элементы, которые принадлежат множеству А и множеству В.

– – –

Объединение множеств Объединением множеств А и В называется множество, содержащее те и только те элементы, которые принадлежат множеству А или множеству В.

7 стр., 3093 слов

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО …

… деятельности – найти итоговое число, а средством достижения этой цели является название числительных по порядку и соотнесение их к каждому элементу множества. Следовательно, надо продолжать учит … ряда чисел. Он, как правило, «пространственный». Слова-числительные выстраиваются в ряд и называются по порядку, но происходит это постепенно. Вначале упорядочивается лишь некоторое множество числительных, …

А В АВ Вычитание множеств Разностью множеств А и В называется множество, содержащее те и только те элементы, которые принадлежат множеству А и не принадлежат множеству В А В А \В Взаимно-однозначное соответствие между двумя множествам А=( ) В=( ) Натуральные числа

Загадки, шуточные задачи, занимательные вопросы

Такие задания, как правило, вызывают наибольший интерес у детей. В эту категорию входят как веселые, простые задания, так и дидактические игры на состав числа для дошкольников.

Примеры:

  • «Продолжите фразу: если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа…» (вышел позже Саши).
  • «Отгадайте загадку в стихах:

На крыльце сидит щенок,

Греет свой пушистый бок.

Прибежал еще второй

И уселся, как герой. Сколько стало щенят?».

«У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?»

Задача-шутка

Значение подобных упражнений: дети приобщаются к активной умственной деятельности, осваивают необходимые навыки счета. Благодаря таким заданиям незаметно, в несерьезной форме формируются навыки счета.

Важно! Все игры и задания должны быть подобраны с учетом возрастной группы воспитанников. Маленькие дети не смогут справиться со сложными заданиями, что может привести к потере интереса к предмету и даже снижению самооценки

Старшие, напротив, не захотят думать над слишком легкими заданиями. Они будут им просто не интересны. В результате этого может сложиться неверное представление о математике — малыши будут считать ее слишком сложной, старшие дети — легкой.

Все виды дидактических игр по математике способствуют развитию интереса к цифрам, задачкам и счету у детей, начиная с самого раннего возраста. С навыками математического и логического мышления адаптация ребенка в школе проходит гораздо быстрее. В процессе изучения дети учатся рассуждать, анализировать и обобщать полученную информацию.

Теория и методика развития математических представлений у дошкольников

Тема 3

Становление и развитие методики формирования математических представлений у детей дошкольного возраста

Вопросы для обсуждения

1. Истоки возникновения «Теории и методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста» как науки.

2. Монографический метод обучения арифметике.

3. Метод изучения действий.

4. Становление и развитие методики формирования математических представлений у детей дошкольного возраста как науки.

5. Зарубежные концепции и технологии математического развития детей дошкольного возраста.

Методические указания к изучению темы

При подготовке занятия студент должен изучить литературу, посвященную истокам возникновения методики обучения маленьких детей математике. Необходимо выяснить роль народной педагогики, классиков педагогической науки (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Л. Н. Толстой, Ф. Фребель, К. Д. Ушинский и др.) в развитии методики развития математических представлений у детей.

Важно рассмотреть вклад в теорию и методику формирования математических представлений у дошкольников отечественных ученых: Ф. Н

Блехер, Л. В. Глаголевой, А. М. Леушиной, Е. И. Тихеевой, Л. К. Шлегер и др.

В процессе работы с рекомендованной литературой необходимо обратить особое внимание на позиции исследователей по следующим вопросам:

приоритетные цели обучения детей математике;

методы изучения закономерностей развития математических

представлений у детей;

подходы к конструированию содержания обучения дошкольников математике;

особенности организации обучения математике детей дошкольного возраста.

Кроме того, анализируя взгляды ученых и методистов, необходимо определить историческую роль данных исследований в становлении методики развития математических представлении у детей дошкольного возраста.

Необходимо проанализировать зарубежные концепции и технологии математического развития детей дошкольного возраста (США, Германия, Великобритания, Франция и др.).

Задания для самостоятельной работы

1. Проанализируйте и выявите положительные и отрицательные стороны монографического и вычислительного методов обучения детей арифметике.

2. Представьте в виде таблицы вклад отечественных ученых в становление науки «Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста» (Е. И. Тихеева, Ф. Н. Блехер, А. М. Леушина).

3. Напишите рецензию на публикации Л. В. Глаголевой «Сравнение величин предметов в нулевых группах школ», «Методы. Значение лабораторного метода»

В рецензии необходимо отметить значимость, актуальность рассматриваемых вопросов, соответствие рассматриваемых положений современному состоянию психолого-педагогических и методических наук, а также соответствие предлагаемого материала для дошкольников их психофизиологическим возрастным особенностям, важность данного материала для вашей педагогической деятельности

Основная литература

Микляева Н., Микляева Ю.

Теория и технологии развития математических представлений у детей. — М.: Академия, 2021.

Дополнительная литература

1. Блехер Ф. Н.

Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста / Ф. Н. Блехер // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 11. — С. 14–23.

2. Леушина А. М.

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. — М., 1974.-С. 5-18,29–53.

3. Павлова Л. И

. «Помочь детям подняться на более высокую ступень развития» (К 115-летию со дня рождения Ф. Н. Блехер) // Управление ДОУ. — 2007 — № 8. — С. 110–117.

4. Павлова Л. И.

Воспитанию и обучению — научный подход // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 11. — С. 12–13.

5. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста: Хрестоматия / Сост. З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая, М. Н. Полякова. — 2-е изд. — СПб.: ЦВПО, 2006.

6. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З. А. Михайлова и др. — СПб., 2008.

7. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А. А. Столяра. — М., 1988. — С. 13–32.

8. Щербакова Е. И.

Теория и методика математического развития дошкольников: Учебное пособие. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005.

Дидактические игры своими руками

Чтобы усилить познавательный интерес воспитанников, педагоги стараются привлечь их внимание всеми возможными способами. Для достижения этой цели многие родители и воспитатели разрабатывают пособия по математике для дошкольников своими руками

Чтобы изготовить их, можно использовать любой подручный материал:

  • ткань, нитки, пуговицы;
  • природные материалы;
  • канцтовары;
  • воображение, ему придается особое значение в творческом процессе.

Пособия своими руками

Примерами могут послужить следующие игры:

  • «Найди лишнее». Игра проводится с целью анализа геометрических фигур, умению их сравнивать и находить лишнее. Детям предлагается проанализировать ряды геометрических фигур, вырезанных из картона или другого материала, и найти в нем ошибку. Она может заключаться, например, в нахождении треугольника среди кругов или отличии фигуры по цвету от других.
  • «Кто соседи». Для этой игры требуется всего один дополнительный предмет — мяч. С его помощью совершенствуется навык называть соседей числа. Дети становятся в круг, воспитатель бросает мяч и называет случайное число. Ребенок должен поймать мяч и назвать его соседей.
  • «Сбор урожая». Целью этой игры является развитие навыка сравнения предметов по размеру. Перед детьми ставятся две корзины. В одну из них нужно положить крупные фрукты и овощи, во вторую — мелкие.

Какие методы лучше всего использовать для развития математических представлений дошкольника?

Наглядный метод играет наиболее важную роль в обучении детей математике, особенно – если речь идет о младшем дошкольном периоде.

Различают следующие разновидности наглядного метода обучения:

  • Работа с раздаточным, либо демонстрационным материалом. Использование бессюжетного или сюжетного метода (за основу можно взять сюжет любой знакомой ребенку сказки, где фигурировали бы счет или числа)
  • Объемный или плоскостной. Занятия с использованием специальных счетных материалов (например, детских счет, палочек, кубиков и т.д.)
  • Самодельный, либо фабричный.

Для того чтобы эффективнее использовать наглядный материал, необходимо строить развивающие занятия с учетом следующих закономерностей:

  1. Изучение каждой новой темы должно начинаться с более объемного наглядного материала. Это упростит его восприятие ребенком
  2. По мере взросления ребенка необходимо сделать так, чтобы доля объемного и сюжетного наглядного материала понижалась, а доля плоского и бессюжетного возрастала
  3. Желательно использовать несколько типов наглядного материала для решения одной программной задачи
  4. Очень желательно заранее ознакомить ребенка с новым для него для него материалом

Отдельно стоит рассмотреть требования, предъявляемые к наглядным пособиям.

Как мы уже указали выше, он может быть как готовым заводским, так и сделанным руками родителей

Тем не менее важно, чтобы он соответствовал следующему:

Гигиеничность. Игрушки должны быть сделаны из экологически чистых, безопасных материалов и иметь все необходимые сертификаты
Эстетичность

Привлекательный материал скорее привлечет внимание ребенка
Реальность, позволяющая ребенку воспринимать изучаемый материал без искажений
Прочность и надежность
Разнообразие и достаточное количество для возможности использовать вариативные техники
Принцип логического построения, объединяющего основы материала
Однородность

Существенным плюсом практического метода обучения является то, что он в наиболее полной степени объясняет ребенку то, зачем он изучает тот или иной материал. И как именно полученные знания смогут пригодиться ему в будущем?YOUTUBE

Словесный метод обучения строится на непосредственном взаимодействии ребенка с родителем, либо воспитателем.

Именно поэтому основные требования, предъявляемые к этому методу, будут направлены на речь участников процесса

Речь родителя, либо воспитателя, должна быть:

  • Грамотной
  • Четкой
  • Эмоциональной и живой
  • Доступной
  • Доброжелательной
  • Умеренно громкой

Темп речь, ее интонацию и другие особенности необходимо корректировать в зависимости от индивидуально-возрастных особенностей ребенка. Например, ребенок младшего дошкольного возраста намного лучше воспринимает довольно медленную речь; несформированные процессы памяти требуют многократных повторений.

Разговаривая с ребенком более старшего возраста, можно несколько ускорить темп речи, а также активнее использовать проблемные ситуации.

Определенные требования предъявляются также и к речи детей. Она должна быть:

  • Грамотная
  • Содержать необходимую математическую терминологию и основы математики по возрасту
  • Разборчивая и понятная
  • Ребенок должен говорить полными распространенными предложениями с правильным грамматическим строем
  • Иметь достаточную громкость

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Здесь темы рефератов по педагогике

Читайте дополнительные лекции:

  1. Современные требования к педагогу
  2. Технология программированного обучения
  3. Научные основы дефектологии
  4. Теоретические основы современных психолого-педагогических исследований
  5. Обучение поисковому чтению на уроках французского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО
  6. Сколько стадий интеллекта обозначил Пиаже
  7. Моделирование образовательных процессов
  8. Требования к содержанию школьного филологического образования в фгос нового поколения
  9. Современные технологии развития личности и формирования УУД в образовательной деятельности учащегося
  10. Сущность и механизмы обучения

Математические игры на восприятие и тренировку памяти

Самой популярной игрой является «Путаница». Она подходит для дошкольников всех возрастных групп. Смысл ее заключается в следующем: на столе в случайном порядке выкладываются карточки с числами от 1 до 9. Ребенок должен расположить их в порядке возрастания или же, наоборот, убывания. Для самых маленьких можно использовать два-три числа, постепенно увеличивая количество карточек.

«Хлопаем в ладоши». Очень простая и интересная игра. Воспитатель называет любое число, а ребенок должен хлопнуть в ладоши столько раз, сколько единиц в этом числе.

«Не зевай!». Перед ребенком на столе разложены карточки с числами, которые легко изготовить самостоятельно. Воспитатель рассказывает сказку, в которой фигурируют различные числа. Как только прозвучит какое-либо из них, дети должны быстро поднять соответствующую карточку.

Числа по порядку

Большую роль для развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность имеют и современные интерактивные задания. Они должны подбираться с учетом ФГОС и соответствовать возрастной категории воспитанников.

Интерактивные занятия

Дидактические игры по математике в младшей группе

Представляем развивающие математические игры, с выполнением которых справятся младшие дошкольники.

Найди фигуру

Педагог раскладывает на столе в произвольном порядке 12 геометрических фигур разной величины и окраски. Он называет объект с определенными параметрами, например, большой зеленый треугольник, а воспитанник должен найти эту фигуру на столе, указать на нее пальцем.

Геометрические фигуры вокруг

Игра расширяет представления об основных геометрических объектах. Для занятия нужно подготовить изображения известных дошкольникам фигур. Задача игроков — найти в игровом помещении вещи, схожие по очертаниям с демонстрируемыми фигурами.

3 квадрата

Игра формирует навык соотношения объектов по величине, закрепляет в памяти соответствующие определения.

Педагог подготавливает 3 стопки разноразмерных квадратов. Себе берет 3 бумажные фигуры, остальные по 3 штуки раздает воспитанникам. В начале игры воспитатель поочередно демонстрирует квадраты детям, при этом объясняет, какого размера эти фигуры: «Этот большой, этот средний, а вот этот маленький». Далее дает команды: «Покажите самый маленький квадрат. А теперь большой. Покажите средний». Дети выполняют.

На втором этапе игры воспитатель рассказывает, что из квадратов можно выстроить башенку, показывает, как это сделать. Крупный квадрат должен находиться внизу, на него ставится средний, а макушкой становится маленький. Воспитанники повторяют за педагогом.

Угости белочек и медвежат

Игра учит видеть, равны ли группы объектов разной величины. У игроков формируется понимание, что количество не определяется размером.

Воспитатель расставляет игрушечных зверят в ряд, объясняет, что они якобы пришли в гости, предварительно подготавливает изображения лесных угощений: орехов для белочек, земляники для медвежат. Интересуется у детей, хватит ли угощений, спрашивает, как это выяснить. Игроки подсчитывают, сколько игрушек пришло в гости, сравнивают количество. Далее дают зверятам лакомство: кладут рядом соответствующие изображения. Если число угощений оказалось недостаточным, дети добавляют, сколько нужно. Если лакомства слишком много, удаляют лишние картинки.

Уравняй

Педагог раскладывает счетные палочки в два столбца. Один столбец по количеству должен получиться больше, чем другой. Остальные палочки лежат в раскрытой коробочке. Задача — посредством дополнительных палочек уравнять количество объектов в столбцах. Завершив задание, игрок должен объяснить, как у него получился такой результат.

Как подготовиться педагогу к занятиям

При подготовке учителя важную роль играет продуманность сюжета и согласованность различных частей занятий. Он должен внимательно изучить конспект и обеспечить такую подготовку, чтобы дети чувствовали его уверенность, когда он помогает им освоить математику.

Важно! Перед тем, как заниматься с детьми, нужно провести с ними подготовительную работу: читать для них соответствующие произведения детской литературы, показывать учебные фильмы, рисовать фигуры в тетрадях, разговаривать о том. что они уже знают и помогать найти математические элементы в окружающей их жизни

Занятие по математике

Каким должно быть занятие по математике для дошкольников

При работе с детьми младшего возраста методы обучения должны быть наглядно-действенными. Малыши лучше всего усваивают новое, наблюдая за действиями старших или делая самостоятельные попытки под его руководством.

Один из действенных приемов — это организация сюрпризных моментов, в которых имитируется появление игрушек или прихода сказочных гостей.

Хорошим подспорьем будет использование онлайн материалов.

Объяснение математических понятий лучше всего начинать со сравнения предметов, нахождения в них общих или отличительных признаков.

Поэтому важно правильно работать с дидактическим материалом. Важно понимать, что если ребенок терпит неудачу, то он быстро теряет интерес к занятию

Поэтому материал надо разбить на относительно небольшие части и давать ребенку простые и понятные объяснения каждого шага решения задачи.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Опыт работы по применению дидактической игры для математического развития детей второй младшей группы (МДОУ Детский сад №4 г. Саров)


формирование представлений
о количестве

формирование представлений
о величине

формирование представлений
о форме

ориентировка в пространстве

ориентировка во времени
привлекательность
игрового материала.
По
истечению 3 месяцев систематической
работы, повторная диагностика позволила
нам увидеть следующие результаты:
Высокий
уровень – 7
Средний
уровень – 13
Низкий
уровень – 3
Игры
использовались во всех формах работы
по формированию элементарных математических
представлений у детей дошкольного
возраста; утренней гимнастике; физкультурных
занятиях; в повседневной жизни; активном
отдыхе и непосредственно, в самостоятельной
поисковой деятельности.
Игровая
форма обучения повышала настроение
детей, способствовала проведению игр
в эмоциональном ритме, а самое главное
— развитию элементарных математических
способностей.
Важным
условием самостоятельной игровой
деятельности являлось создание предметной
среды, имеющей развивающий характер,
т.е. создание предметного оснащения для
самостоятельных игр. Выводы
Проведенная
работа по использованию дидактической
игры показала:
1.
Разработанная система работы по математическому
развитию детей с учетом возрастных особенностей
способствовала повышению уровня математического
развития детей.
2.
Элементарные знания по математике,
определённые программными требованиями,
в основном усваиваются детьми, но необходимо
углубление и дифференциация индивидуальной
работы с каждым ребёнком, что может быть
предметом дальнейшего исследования.
3.
Обновление и качественное улучшение
системы математического развития
дошкольников позволяет педагогам
искать наиболее интересные формы
работы, что способствует развитию
элементарных математических представлений.
4.
Дидактические игры дают большой
заряд положительных эмоций, помогают
детям закрепить и расширить
знания по математике.Список
литературы

  1. Валитова
    И.Е. Психология развития ребёнка дошкольного
    возраста: Задачи и упражнения: Учеб. пос.
    — 2-е изд. — Мн.: Университетская, 1999.
    Венгер Л.А.
    , Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию
    умственных способностей у детей дошкольного
    возраста. — М.: Просвещение 1989.
    Ерофеева
    Т.И. и другие. «Математика для дошкольников.
    — М.: Просвещение, 1992.
    Карпова Е.В.
    Дидактические игры в начальный период
    обучения. — Ярославль, 1997.
    Коваленко
    В.Г. Дидактические игры на уроках математики.
    — М., 2000.
    Корзун А.
    В. Веселая дидактика. www. trizminsk.ru
    Лелюх С. В.,
    Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Развитие творческого
    мышления, воображения и речи дошкольников.
    Ульяновск, 2003.
    Логинова
    В.И. Формирование умения решать логические
    задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование
    процесса формирования элементарных математических
    представлений в детском саду. — Л.: 1990.
    Математика
    от трех до семи / Учебное методическое
    пособие для воспитателей детских садов.
    – М., 2001.
    Носова Е.А.
    Предлогическая подготовка детей дошкольного
    возраста. Использование игровых методов
    при формировании у дошкольников математических
    представлений. — Л.: 1990 г.
    Носова Е.А.
    Формирование умения решать логические
    задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование
    процесса формирования элементарных математических
    представлений в детском саду. — Л.: 1990.
    Перова М.Н.
    Дидактические игры и упражнения по математике.
    — М., 1996.
    Сидорчук
    Т. А., Яковлева Н. А. Творческие задания
    «Золотого ключика» Ульяновск, 2003.
    Тихоморова
    Л. Ф. Развитие логического мышления детей.
    – СП, 2004.
    Чилинрова
    Л.А., Спиридонова Б.В. Играя, учимся математике.
    — М., 2005.

и т.д……………..

Что развивает математика у дошкольника

С самого раннего возраста ребенок воспринимает различия между окружающими предметами по цвету, величине, форме, тому, низкий или высокий. Многие игрушки для малышей в 2-3 года похожи на геометрические фигуры: мячики, пирамидки или кубики. Через игры у детей расширяются представления о том, что такое форма или количество предметов.

У малышей не старше трех лет имеется способность группировать предметы в соответствии с их внешними признаками. Со сравнения отдельных предметов или их групп начинается изучение математических знаний. Пособие по математике для дошкольников должно быть наглядным.

В четыре года большинство детей способно сосчитать небольшое количество предметов. Сначала они осваивают счет до пяти, а затем, когда становятся чуть старше, то до десяти.

Игра с геометрическими фигурами

Математика для малышей помогает решить следующие задачи:

  • Формирование приемов мышления, которые ребенок способен использовать при решении задач.
  • Умение при решении детских задач по математике понимать и правильно определять причинные связи явлений окружающего мира.
  • Способность в 5-6 лет выстраивать правильные логические рассуждения, используя имеющиеся у ребенка данные.
  • Развитие при помощи математики в ДОУ способностей малыша к вариативному рассмотрению ситуации.
  • Совершенствование интеллектуальных способностей детей: не только мышления, но и памяти, воображения.
  • Повышение интереса малышей к математике, путем создания условий для проведения исследований чисел и фигур.

Важно! Развивать способность логически мыслить у ребенка эффективней всего, делая это частью математического обучения

Дидактические игры по математике в старшей группе

Представляем образовательные игры, соответствующие старшей возрастной группе детсада.

Самолеты

Игра знакомит с составом числа 10. Фланелеграф выступает в роли аэродрома. К нему прикрепляются изображения самолетов. Один из воспитанников становится диспетчером: отправляет в полет по одному самолету — убирает с фланелеграфа. Остальные игроки считают, сколько самолетов улетело, сколько осталось на аэродроме.

Забавная геометрия

Для игры нужны счетные палочки. Дети складывают их так, чтобы вышли геометрические формы:

  • 3 одинаковых квадрата из 10-ти палочек;
  • 2 одинаковых квадрата из 7-ми;
  • 2 одинаковых треугольника из 5-ти;
  • 3 одинаковых треугольника из 7-ми;
  • 4 одинаковых треугольника из 9-ти;
  • один квадрат и 2 одинаковых треугольника из 5-ти;
  • один квадрат и 4 треугольника из 9-ти;
  • 2 квадрата и 4 одинаковых треугольника из 9-ти.

В последнем задании нужно из 7-ми палочек сделать квадраты, затем 2-мя оставшимися палочками разбить их на треугольники.

Что таким бывает?

Цель дидактической игры по математике — развитие представлений о базовых предметных величинах, формирование навыка определять сходство по размеру.

Педагог называет прилагательное, определяющее величину, бросает игрокам по очереди мяч, а те должны назвать объекты, соответствующие указанному определению. Например: «Высокий». Дети перечисляют: «Жираф, шкаф, дом, человек, гора». Аналогично для других определений: длинный, узкий, короткий, низкий, большой, маленький, широкий.

Месяцы

Для игры нужны карточки, изображающие числа от 1 до 12. Дети разбирают карточки не глядя. Затем становятся в ряд соответственно полученным числам. Педагог говорит, что теперь ребята стали 12-ю месяцами года. Далее задает вопросы такого типа: «Третий месяц, какое твое имя? Апрель, какой ты по счету?».

На втором этапе игры педагог раскладывает на столе картинки, изображающие сезонные пейзажи и явления, соответствующие месяцам. Игроки разглядывают картинки, находят изображение, которое соответствует его месяцу.

Подсчитай на ощупь

Для игры нужны картонные полоски с пришитыми к ним бусинами в количестве от 2 до 10. Игроки становятся в ряд, заводят руки за спину, получают от педагога полоски. Руки остаются за спиной, смотреть на полоски нельзя. Игровая задача — подсчитать количество бусин.

Воспитатель называет произвольную цифру, например, 3. Ребенок, насчитавший у себя такое же количество бусин, поднимает руку, показывает всем полоску. Затем педагог меняет полоски у игроков, игра продолжается.

Когда это происходит?

Игра закрепляет представление о временных отрезках суток, о том, чем положено заниматься в разные часы. Для занятия нужно подготовить крупное изображение часов со сдвигаемой стрелкой, а также картинки, на которых показано, чем занимаются люди в разное время суток. Педагог передвигает стрелку на определенное время, а дети выбирают соответствующую картинку. Например, когда стрелка перемещена на час, дети выбирают изображение обедающей семьи.

Сравни ленты

Игра тренирует навык сравнения по внешним параметрам. Для занятия нужны 7 лент, в разной степени широких и длинных.

Разложив ленты, воспитатель спрашивает у детей:

  • сколько здесь лент;
  • одинаковые они или разные;
  • какая лента самая длинная, короткая, узкая, широкая;
  • разложите ленты, начиная от самой короткой, закончив самой длинной;
  • где в получившемся ряду находится самая широкая лента, а где самая узкая;
  • разложите ленты от самой узкой к самой широкой;
  • где в получившемся ряду находится самая длинная лента, а где самая короткая.

Подсчитай звуки оркестра

Для игры нужны знакомые дошкольникам музыкальные инструменты, по которым можно стучать: барабан, бубен, треугольник, игрушечный синтезатор. Сначала педагог демонстрирует воспитанникам, как звучат инструменты, затем прячет их за ширмой. Там воспитатель снова ударяет по определенному инструменту 2–5 раз, а дети должны сказать, что это звучало, сколько ударов они услышали. Игру можно усложнить, за раз ударять по 2–4 инструментам.

Угостимся фруктами

Игра учит делению на разноразмерные части, расширяет тематический словарь. Педагог приносит фрукты, например, персики. Сетует, что на всех угощения не хватит. Спрашивает, что предпринять, чтобы каждый получил по кусочку персика. Дети советуют: «Поделить». Далее объясняют, как делят фрукты: «Пополам». Педагог разрезает персики. Но угощения все равно не хватает на всех. Тогда дети советуют: «Нужно разделить каждую половину на две части. Получатся четвертинки». Вот теперь всем хватает угощения.

Особенности формирования математических представлений в зависимости от возраста

Учитывая то, что дошкольный возраст условно подразделяется на три основных периода, цели, задачи, а также методы и формы математического воспитания детей также будут различаться.

Младший дошкольный период. В это время необходимые математические навыки и представления только начинают развиваться. Поэтому ребенку необходимо дать представление о базовых операциях. Лучшими играми на развитие навыков мышления – детская мозаика (от 5 фрагментов), сложение геометрических фигур (от 4 деталей). Особого внимания к себе требует методика развития количественных и качественных представлений у дошкольников.

Средний дошкольный период. Происходит активное развитие знаково-символической функции сознания. Ребенка уже можно приучать к счету и самым простым математическим операциям. Закладываются основы логического мышления. К числу наиболее предпочтительных игр относятся: «Нелепицы», «Сосчитай предметы, «Найди пару», «Математическое лото», «Домино фигур». Для развития аналитико-синтетических способностей ребенка ему можно предложить игры наподобие танграма, где ему нужно будет составить из отдельных частей геометрическую фигуру, силуэт животного и т.д.


Индивидуальное занятие на определение уровня математического развития

В старшем дошкольном возрасте для детей все более заметную и значимую роль начинает играть самостоятельность ребенка, его способность к самоорганизации. Все более значимую роль приобретает логическое мышление.

Ребёнок начинает пробовать составлять рассказы по картинкам, составлять логические ряды, соблюдая правильную последовательность элементов.


Математические тесты для малышей 3-4 лет

Концепция дошкольного воспитания

В 1989 году российские психологи В. В. Давыдов и В. А. Петровский опубликовали свою концепцию дошкольного воспитания. Концепция претендовала на изменение взгляда на цель общественного дошкольного воспитания, на роль семьи в воспитании ребенка, на идеал ребенка в новый период развития нашего общества.

Основное концептуальное положение заключается в том, что «ключевыми позициями обновления советского детского сада являются охрана и укрепление здоровья детей, гуманизация целей и принципов педагогической работы с детьми, освобождение условий жизни детей и работы воспитателей детского сада». В концепции дан критический анализ системы дошкольного образования в нашей стране. Критика в основном касалась педагогической и дисциплинарной модели обучения детей, существования единого дошкольного учебного плана, недооценки ответственности семей за образование собственных детей и лишения родителей и воспитателей права выбора образовательной программы. Наряду с положительной критикой, необходимо отметить и отрицательные моменты: предлагалось изменить содержание воспитания детей, из старого содержания были исключены такие направления, как патриотизм, коллективизм, трудовое воспитание.

В рамках этой концепции не было создано ни одной программы, но она стимулировала появление вариативных и частичных общеобразовательных программ.

Общеобразовательная программа — это программа воспитания и обучения детей, содержание которой соответствует требованиям общества и возрастным возможностям ребенка. Она включает в себя знания, умения и навыки из различных образовательных областей, которые обеспечивают целостное развитие ребенка и готовят его к переходу на следующий этап развития.

Программы общего образования могут быть вариативными и альтернативными. Вариативные программы — это программы, которые основаны на единой концепции, но предлагают собственные подходы к реализации. Альтернативные программы — это программы, основанные на других концепциях.

Парциальные программы (от лат. partialis — часть; частный, отдельный) — это программы для углубленного изучения одного направления. В работе конкретного детского сада может использоваться общая образовательная программа и от одной до трех парциальных программ по разным направлениям.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: